ФАС И РЕКЛАМА АЛКОГОЛЯ (Россия, Челябинская область). Новый приём борьбы с нарушителями рекламного законодательства при рекламе алкогольной продукции предложило Челябинское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России. Также местные антимонопольщики готовятся возбудить дело по неоднозначной пивной рекламе.

Ищут все

Управление запустило проект #СтопНезаконнаяРеклама. С помощью данного хештега пользователи социальных сетей могут на своих страницах сообщать о ненадлежащей рекламе алкогольной продукции.

Антимонопольная служба будет оперативно реагировать на такие посты граждан в социальных сетях и пресекать факты распространения рекламы, противоречащей требованиям закона о рекламе, которые изложены в статье 21. Для этого пользователям социальных сетей («ВКонтакте», Facebook, Instagram) необходимо опубликовать фотографию ненадлежащей, по их мнению, рекламы алкогольной продукции и указать точное место её распространения.

Проект реализуется в связи с очевидной социальной опасностью незаконной рекламы алкоголя и ежегодным выявлением таких фактов на территории Челябинской области.

ИП ждёт штраф

Осенью прошлого года внимание челябинцев привлекла реклама пивного магазина, расположенная на улице Воровского, 15в, а именно необычный слоган:

«18+ Podval Bееr. Употребление спиртных напитков вредит вашему здоровью. *Но это не точно».

С заявлением о необходимости пресечь распространение данной рекламы в Челябинское УФАС обратился представитель межрегиональной общественной организации защиты прав потребителей «Гражданский патруль».

Управление на своём сайте провело опрос, где спрашивало: «Ставит ли под сомнение фраза «Но это не точно» нанесение вреда здоровью употреблением алкогольной продукции?» (о нём «Рекламный совет» сообщал в своей рубрике «Глас народа», см. здесь). 71% опрошенных подтвердили, что использованная в рекламе фраза ставит под сомнение нанесение употреблением алкогольной продукции вреда здоровью.

В итоге антимонопольщики готовят сейчас к возбуждению административное дело в отношении индивидуального предпринимателя (ИП) – рекламодателя, рекламораспространителя и одновременно владельца магазина. Оно возбуждается в связи с признанием Челябинским УФАС факта нарушения закона о рекламе при распространении рекламы продавца алкогольной продукции. В своём решении ведомство указало, что выражение «18+ Podval Bееr. Употребление спиртных напитков вредит вашему здоровью. *Но это не точно» имеет неоднозначный смысл, поскольку любое чрезмерное или не чрезмерное потребление алкоголя вредно для здоровья. Однако в данной рекламе вред алкогольной продукции для здоровья человека ставится под сомнение за счёт использования фразы «Но это не точно». Таким образом потребителям косвенно сообщается о безвредности алкогольной продукции. Согласно пункту 3 части 1 статьи 21 закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека.

Кроме того, размещение на фасаде здания рекламы продавца алкогольной продукции также противоречит требованиям действующего рекламного законодательства. Название магазина Podval Bееr в совокупности со сведениями «Употребление спиртных напитков вредит вашему здоровью…» позволяет индивидуализировать торговый объект как магазин, реализующий алкогольную продукцию. Соответственно, указанные в рекламе сведения воспринимаются как реклама продавца алкогольной продукции. Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Составление протокола об административном правонарушении назначено на 9 апреля. После этого будет определена дата вынесения постановления по делу об административном правонарушении, в ходе которого уже и будет рассмотрен вопрос о размере штрафа. За указанное нарушение ИП может быть оштрафован в размере от 4 тысяч до 20 тысяч рублей. Кроме того, за впервые совершённое административное правонарушение субъектам малого и среднего предпринимательства административное наказание в виде штрафа может быть заменено на предупреждение.

Алексей АНДРЕЕВ по материалам Челябинского УФАС России