ЛАТВИЯ. Большая часть латвийских инфлюэнсеров – частных лиц с тысячами подписчиков в Instagram, Youtube, Facebook и Twitter – не регистрируют свою хозяйственную деятельность, тем самым нарушая закон о рекламе.

Инфлюэнсеры получают финансовые и бартерные выгоды от предприятий взамен на рекламу товаров и услуг и размещение восхваляющей рецензии на странице блогера в соцсети.

Эксперты по цифровому маркетингу Артур Меднис и Денис Шевелев рассказали, что в Латвии проживают около 10 инфлюэнсеров, для которых создание оплачиваемого контента, в основном в Instagram, стало основным занятием и источником заработков. У этих людей с бухгалтерией всё в порядке.

«Однако остальные несколько сотен инфлюэнсеров зарабатывают на соцсетях в свободное от основной работы время, как она была начата. В этом случае надо рассчитать подоходный налог с населения и взносы социального страхования»,

– подчеркнула главный инспектор отдела налогов с физических лиц Службы государственных доходов Санта Ренерте.

Предприятия в Латвии всё чаще заключают договоры или устные соглашения с частными лицами, чтобы использовать их страницы в соцсетях как рекламные каналы. Всё, что должен сделать инфлюэнсер, – выложить фотографию или видеозапись и рассказать своим подписчикам о том, насколько конкретный продукт хороший.

Эксперт по цифровому маркетингу, руководитель агентства New Black Артур Меднис обратил внимание на то, что обычно за одну рекламную кампанию блогер зарабатывает от 50 до 1 500 евро, хотя были и случаи, когда договор с инфлюэнсером заключался на сумму в 5 000 евро.

Глава Латвийской ассоциации рекламы Байба Лиепиня считает, что большинство блогеров в Instagram и Youtube нарушают закон о рекламе. То есть под оплачиваемыми публикациями не указывают, что содержание было проспонсировано.

«Любая активность такого типа является маркетингом, рекламой. Вместе с этим это было бы лишь нормой, что инфлюэнсеры сообщают о наличии оплаченной рекламы. По закону, они являются участниками рекламного рынка. Поскольку они распространяют рекламу, они должны подчиняться существующему регламенту. То, что блогеры этого не делают, является нарушением закона. На данный момент контролирующие учреждения не в силах это проверить»,

– заявила Байба Лиепиня.

В Центре защиты прав потребителей (ЦЗПП) рассказали, что поскольку инфлюэнсеры являются настолько новым социально-экономическим феноменом, ещё невозможно проводить систематический контроль над ними. Представительница ЦЗПП Санта Заране пояснила, что в центр до сих пор не поступали жалобы от жителей, поэтому ЦЗПП не занималось надзором конкретно за этой частью рынка.

«Это было бы очень трудоёмко каждый день следить за каждым их постом, «стори» в Instagram или Facebook, чтобы понять, где там реклама. Понятно, что если рекламируются какие-то вещи и им за это платят, подписчики должны знать, что это реклама»,

– отметила Санта Заране.

По её словам, на данный момент нигде не указано, что под спонсируемым содержанием надо обязательно указывать хэштеги, например #реклама и #сотрудничество.

«Никто этого не говорит! Да, это та вещь, которую нам всё-таки придётся им объяснить»,

– заявила Санта Заране, допустив возможность, что ЦЗПП мог бы заняться надзором за цифровыми инфлюэнсерами.

Эксперты по цифровому маркетингу прогнозируют, что инфлюэнсеры с большим числом подписчиков займут значимую роль на рынке рекламы в Латвии.

(По сообщениям LNT и Mixnews.lv)