ФАС И РЕКЛАМА МЕДИЦИНСКИХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. В конце минувшего года территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России обнаружили очередую порцию нарушений рекламного законодательства при рекламе медицинских и косметологических услуг, услуг фитнес-клубов (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь ).

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Комиссия Брянского УФАС рассмотрела дело в отношении  салона красоты. Салон рекламировал услуг массажа.

Как известно, Положение о лицензировании медицинской деятельности содержит перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. В указанном перечне предусмотрена услуга массажа. Таким образом массаж непосредственно относится к медицинским услугам и подлежит обязательному лицензированию. В то же время закон «О рекламе» запрещает рекламу товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений в случае отсутствия таких разрешений.

В ходе рассмотрения дела антимонопольный орган установил, что салон не получил лицензию на данный вид услуги. При этом собственник даже и не подозревал о такой необходимости. За нарушение законодательства о рекламе рекламодателю было предписано устранить ненадлежащую рекламу. Возбуждено административное производство.

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Ивановское УФАС признало недостоверной рекламу фитнес-клуба Loft Fitness, опубликованная в журнале HECD в августе 2018 года. В тексте объявления был указан целый перечень нововведений спортивного клуба: пять залов групповых программ, кардиозона на 40 единиц, новые раздевалки (500 шкафов, 24 душевых), тренажёрный зал площадью 900 кв. м, зона единоборств и функционального тренинга, сайкл-амфитеатр, электронная система доступа в клуб (электронные замки в раздевалках и т.д. в одном персональном ключе). Однако по факту клиентам данные блага оказались не доступны. С момента распространения рекламы и до настоящего времени в фитнес-клубе продолжаются ремонтные работы, почти все заявленные в рекламе объекты инфраструктуры не завершены. Пока функционируют три зала групповых программ (один из которых был открыт только в ноябре 2018  года); 17 единиц в кардиозоне; 306 шкафов в раздевалках и 12 душевых; площадь тренажёрного зала в два раза меньше; зона единоборств и функционального тренинга – только в составе тренажёрного зала; нет сайкл-амфитеатра; нет электронной системы доступа в клуб.

Ответственный за макет рекламы индивидуальный предприниматель в ходе рассмотрения дела сообщил, что в рекламе подразумевалось скорое открытие этих подразделений, а в журнале информация была указана по ошибке.

Комиссия Ивановского УФАС выдала предписание о прекращении распространения незаконной рекламы, материалы переданы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА. При проведении совместной проверки с прокуратурой Терского района соблюдения обязательных требований при размещении рекламы хозяйствующими субъектами УФАС по КБР выявило признаки нарушения законодательства о рекламе.

Так, в рекламе, размещённой физическим лицом на фасаде здания в городе Тереке, в котором находится салон красоты, были выявлены признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», выразившееся в отсутствии в рекламе медицинских услуг – прокола мочек ушей, лечения волос – предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по  применению или получения консультации специалистов.

Комиссия УФАС по КБР признала рекламу ненадлежащей и выдала предписание об устранении допущенного нарушения. Кроме того, прокуратура Терского района  возбудила административное производство по нарушению части 5 статьи 14.3 КоАП РФ в отношении физического лица. Материалы дела были переданы должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения. Оно вынесло постановление о назначении административного штрафа.

КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Комиссия Кировского УФАС признала ненадлежащей рекламу медицинских услуг, размещённую в газете «Сельская правда», следующего содержания:

«Врачи областных лечебных учреждений – специалисты медицинского центра «Новый взгляд» 13 октября 2018 г. в медицинском центре «Здоровье» проводят УЗИ, ЭХО, консультативный прием (платно). УЗИ-диагностика <…>»,

поскольку у медицинского центра отсутствовала лицензия на осуществление медицинских услуг по адресу, указанному в рекламе, что не соответствует требованиям пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

КОГАУ «ИД «Южный» и ООО «Бизнес лэнд» были выданы предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

МОСКВА. Московское УФАС России признало индивидуального предпринимателя, отвечавшего за рекламу фитнес-клуба Republika, виновным в нарушении закона о рекламе.

Реклама фитнес-клуба Republika выносилась на обсуждение экспертного совета Московского УФАС по применению закона о рекламе. Преобладающее большинство участников совета отметило, что в спорном высказывании отсутствует ясность и существенность.

Две девушки и надпись «Вторая в подарок» были изображены на рекламной конструкции фитнес-клуба Republika. Отсутствие уточнений об условиях услуги вводило потребителей в заблуждение. Фраза «Вторая в подарок» может читаться двояко: что именно предоставляется в подарок – вторая девушка фитнес-тренер или вторая карта в фитнес-клуб? Таким образом рассматриваемая реклама не содержала существенной информации о рекламируемом товаре.

В настоящее время решается вопрос о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности. Согласно статье 14.3 КоАП РФ размер штрафа может составить от 12 тысяч до 20 тысяч рублей.

Алексей АНДРЕЕВ по материалам территориальных УФАС России