ФАС И РЕКЛАМА: ВОЗВРАЩАЯСЬ К ОПУБЛИКОВАННОМУ (Россия, Томск). 22 января в материале «Рекламодателей тянет на использование непристойных образов и обсценной лексики» (см. здесь /) мы сообщили о деле, которые возбудило Томское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России в отношении индивидуального предпринимателя (ИП) за рекламу «Букетной лавки» со слоганом «Чем круче букет, тем ниже поцелуй, будет стоять неделю!» И вот, как сообщают томские антимонопольщики, рассмотрение дела завершено.

Ожидаемо комиссия Томского УФАС признала рекламу «Букетной лавки» ненадлежащей и предписала ИП устранить нарушение рекламного законодательства. Решается вопрос об административной ответственности предпринимателя.  

ИП инкриминируется нарушение требований части 6 статьи 5 закона о рекламе, согласно которой в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия.

В то же время, так как вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, основанный на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности, в целях учёта общественного мнения о возможности размещения подобной рекламы в Томске антимонопольный орган провёл на своём сайте опрос. В нём приняли участие 4 465 человек. В пользу рекламодателя высказались 38,8% респондентов, тогда как 61,2% ответили отрицательно на вопрос «Допускаете ли вы размещение подобной рекламы в нашем городе?» Двойной смысл в рекламе усмотрели 81,5% опрошенных. 59,1% посчитали, что такая реклама может оскорбить чувства потенциальных потребителей рекламы, 42% – что в рекламе используются непристойные образы, сравнения, выражения.

Экспертный совет по рекламе, действующий при Томском УФАС, в целом поддержал общественную оценку спорной рекламы.

Любопытно, что представитель предпринимателя на заседании комиссии по рассмотрению дела пояснил, что рекламный слоган придумал он сам и не видит никакого двойного смысла в рекламе, а каждый потребитель рекламы додумывает её смысл «в меру своей испорченности»…

«Общество сильно расслоено, и разные категории населения или даже отдельные социальные группы реагируют неодинаково на одни и те же вещи. При этом задача антимонопольного органа – защищать каждую социальную группу от рекламы, способной задеть их чувства»,

– отметил руководитель Томского УФАС Владимир Шевченко.

Алексей АНДРЕЕВ по информации Томского УФАС России