НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА (Казахстан). Центрально-Азиатская рекламная ассоциация подготовила и разослала пресс-релиз под заголовком «Мрак в казахстанских городах. Кто понесёт ответственность?» В нём говорится следующее:

«Первый день долгожданного 2021 года может запустить смертельный маховик для весомого сегмента казахстанской рекламной отрасли – наружной (визуальной) рекламы, а это уже привычные для столичных жителей и алматинцев видеоборды, надёжные и эффективные для рекламодателей билборды, улучшающие облик городов сити-форматы. За короткий период мы можем лишиться не только их, но и дополнительного освещения как в городах, так и на трассах.

Именно по такому сценарию «фильма ужасов» может развиваться ситуация, если с 1 января 2021 года не отменить СТ РК 1633-2015, который пять лет назад был наспех сформирован без участия бизнеса и отраслевых ассоциаций.

«С 8 января 2019 года в закон Республики Казахстан «О рекламе» были внесены изменения, предусматривающие соответствие объектов наружной (визуальной) рекламы национальным стандартам РК. Данное требование вводится в действие с 1 января 2021 года. В настоящее время существует СТ РК 1633-2015 «Средства наружной рекламы на автомобильных дорогах и в населённых пунктах. Общие технические требования и правила размещения», который в корне исключает размещение конструкций на тех местах, где они фактически установлены и находятся без вреда для населения и участников дорожного движения. Установка объектов наружной  (визуальной) рекламы на протяжении трёх десятилетий производилась на основании согласования с соответствующими уполномоченными органами и является максимально безопасной»,

– поясняет юрист отраслевой ассоциации «Бiрлiк» Наталья Беркалова.

Но ещё год назад было принято решение о разработке нового стандарта СТ РК 1633, который призван отражать картину по отрасли, предъявлять требования к объектам наружной (визуальной) рекламы с учётом 30-летней практики размещения, безопасности движения, улучшения облика городов и текущей ситуации экономического кризиса после пандемии. И именно в сентябре этого года, после длительного периода проведения тендера и выбора победителя, увидев сырой проект СТ РК 1633, бизнес и отраслевые ассоциации вовлеклись в процесс разработки и предложили отражающий действительность вариант. В противном случае примерно 90% конструкций в Казахстане могут демонтировать из-за несоответствия таким требованиям проекта, как запрет на размещение конструкции возле трёх дорожных знаков на одном перекрёстке или метраж расстояния от края дороги до края билборда или даже недопущение конструкций в 25 метрах от остановок.

Все эти и другие губящие отрасль требования объединены в предложении от МВД РК, который не появлялся на заседаниях рабочей группы, научно-технического совета и комитета, и, к сожалению, не представил доказательную базу к предлагаемым им пунктам.

В виду неурегулированных вопросов НТК при Комитете технического регулирования и метрологии МТИ РК в срочном порядке без привлечения бизнеса и МВД РК предлагают снять с разработки СТ РК 1633 и оставить старый стандарт от 2015 года.

«Сегодня отрасли нужен новый СТ РК 1633, стандарт, который будет включать объединённую позицию бизнеса и отраслевых ассоциаций. Более того, чтобы не рубить с плеча, предприниматели готовы вернуться к рассмотрению каждого пункта предложений МВД РК и НТС после проведения полномасштабного мониторинга и аудита конструкций по всем регионам. Эти данные позволят отрасли трезво оценить ситуацию и совместными усилиями минимизировать потери, но в то же время улучшить качество конструкций, а значит, привлечь большее внимание к наружной рекламе как к каналу коммуникации. Наружная реклама имеет мультипликативный эффект: на конструкциях размещается реклама казахстанских производителей товаров и услуг. Её отсутствие в той или иной степени будет влиять на ещё большее сокращение ВВП, а значит, и на благосостояние граждан»,

– объясняет Дана Дауленбаева из Центрально-Азиатской рекламной ассоциации.

Возможное недостижение консенсуса между бизнесом и госорганами по вине МВД РК, КТРМ при МТИ РК, пассивной позиции уполномоченного по рекламе органа МНЭ РК повлечёт катастрофическое положение предпринимателей, ограничение предпринимательской деятельности в сфере рекламы, сокращение налоговых поступлений в бюджет, рабочих мест и частичного закрытия бизнесов. Так какие из госорганов и госпредприятий понесут ответственность за мрак в городах и последующую безработицу?»