ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ (Россия, Санкт-Петербург). Санкт-Петербургское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России впервые в своей практике выдало ООО «Частная пивоварня «Афанасий» предписание о перечислении в федеральный бюджет всего дохода, который оно получило от введения в оборот медовухи «Охота нашего! Крепкое» за весь период нахождения данной продукции в обороте.

История, за которой наше издание внимательно следило, такова. Петербургский антимонопольный орган дело в отношении ООО «Частная пивоварня «Афанасий» и ООО «НикитиН»  возбудио в мае 2016 года по заявлению ООО «Объединённые пивоварни «Хейнекен» (об этом «Рекламный совет» сообщал, см. здесь ). По мнению заявителя, две тверские компании незаконно использовали обозначение «Охота нашего! Крепкое», сходное до степени смешения с товарным знаком, зарегистрированным компанией «Хейнекен» – «Охота крепкое» (нарушение части 1 статьи 14.6 закона о защите конкуренции).

Сходность до степени смешения между товарным знаком заявителя – «Охота крепкое» и обозначением ответчика – «Охота нашего! Крепкое» была установлена арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, а также судом по интеллектуальным правам (см. здесь и здесь ). Согласно материалам судебного дела по данным опроса, проведённого ВЦИОМ, 71% респондентов полагают, что обозначения «Охота крепкое» и «Охота нашего! Крепкое» являются схожими, а 60% допускают, что могли бы воспринять товары, маркированные этими обозначениями, в качестве продукции одного производителя.

Отметим также, что «Афанасий» маркирует свою продукцию, которую он называет медовухой, обозначением «Охота нашего! Крепкое». Слово «крепкое» – прилагательное, с которым соотносится существительное «пиво». В случае, если бы этот напиток был действительно медовухой, то необходимо было бы указывать на этикетке «крепкая».

Из материалов антимонопольного дела следует, что пивоварня «Афанасий» первой ввела в оборот пиво «Охота нашего! Крепкое», а ООО «НикитиН» выполняло только формальную функцию продавца. Поэтому нарушение антимонопольного законодательства признано только в действиях ООО «Частная пивоварня «Афанасий». Ущерб, нанесённый действиями ООО «Частная пивоварня «Афанасий», ООО «Объединённые пивоварни «Хейнекен», можно отнести к упущенной выгоде. Потребители, которые в обычных условиях приобрели бы пиво «Охота крепкое», вместо этого купили медовуху «Охота нашего! Крепкое». Следовательно, весь доход, который «Афанасий» получил от введения продукции в оборот, является доходом, полученным от неправомерных действий. В 2015 – 2016 годах было реализовано около 650 000 литров медовухи. В 2017-м товар не вводился в оборот. Общая сумма, которую «Афанасий» должен перевести в федеральный бюджет, составляет 9 437 988 рублей 37 копеек.

«Это первый опыт нашего управления по выдаче предписания о возвращении в бюджет незаконно полученного дохода. Логика здесь такая. Суды и антимонопольный орган фактически признали продукт контрафактным, а так как изъять его из оборота уже не представляется возможным, то мы решили применить практику изъятия доходов, основанную на Гражданском кодексе»,

– пояснил заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС Вячеслав Тукаев.

Справка

Статьёй 14.6 закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения.

Согласно пункту 4 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены цитируемым кодексом.

В силу пункта 1 статьи 1515 Гражданского кодекса РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

(По информации Санкт-Петербургского УФАС России)