ФАС: ЗАЩИТА ПРАВ ФИФА. Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, председатель Координационного совета по рекламе при Межгосударственном совете по антимонопольной политике Андрей Кашеваров в интервью агентству «Прайм» подвёл некоторые итоги деятельности комитета по защите имущественных прав Международной федерации футбола (ФИФА) в период подготовки и проведения ЧМ-2018 и Кубка конфедераций – 2017, который он возглавлял (о работе комитета см. также здесь ).

На вопрос, сколько всего было выявлено нарушений при использовании бренда ФИФА, Андрей Кашеваров ответил так:

«Те данные, которые я сейчас назову, будут предварительными, так как и ФИФА, и мы будем подводить окончательные итоги чуть позже. При этом ФИФА фиксировала нарушения как в России, так и в других странах, поэтому статистика достаточно разнообразная. Если обратиться к цифрам, то в России была пресечена продажа 1,2 миллиона единиц товара, который можно назвать контрафактной продукцией. Для сравнения: в период проведения Олимпийских игр таковых было 2 миллиона. Представители ФИФА одной из причин такого снижения назвали хорошо выстроенную информационную политику в части защиты своих имущественных прав. Всего было выявлено примерно 1,8 тысячи фактов нарушений. При этом, если говорить непосредственно о ФАС, то мы возбудили 84 дела. Многие из них касаются продажи товаров с символикой чемпионата мира, либо размещения символики на сайтах, витринах, при оформлении офисов. Из упомянутых 1,8 тысячи дел МВД возбудило 1 460 административных дел. Федеральная таможенная служба пресекла ввоз контрафактного товара в размере 510 тысяч единиц, подавляющая часть которого была из Китая. При этом 52 тысячи единиц товара обнаружено в багаже физлиц. Сейчас ФТС на таможне продолжает останавливать в день примерно 1 000 единиц контрафактного товара».

По словам Андрея Кашеварова, ФИФА зафиксировала 400 случаев нарушений при продаже билетов более чем в 50 странах мира. Причём в России зафиксирован 61 случай, в Мексике – 60, в Марокко – 44, в Аргентине – 30, в Колумбии и Тунисе – по 17 случаев.

В период подготовки и проведения футбольных турниров был зарегистрирован 81 товарный знак: 64 – по национальному законодательству и 17– по международному. При этом были заключены лицензионные соглашения с 28 юридическими лицами, 55 выданы сублицензии, зарегистрировано 22 промышленных образца.

«Важно отметить, что эти знаки зарегистрированы сроком на 10 лет. То есть независимо от того, что чемпионат мира закончился, введение в оборот на территории России товаров с символикой ФИФА организациями, не являющимися официальными спонсорами и не имеющими соответствующих лицензионных соглашений, будет таким же нарушением закона. И мы будем продолжать осуществление соответствующего контроля»,

– подчеркнул Андрей Кашеваров.

Как отметил замглавы ФАС, наибольшее число нарушений было зафиксировано в Москве, «потому что все потоки шли через неё, и производители контрафактной продукции были ориентированы на московский рынок». На втором месте – Санкт-Петербург. Меньше всего нарушений имущественных прав ФИФА было выявлено в Саранске.

Корреспондент поинтересовался у Андрея Кашеварова самыми интересными, забавными или абсурдными примерами нарушений.

«Например, нанесение на майки слова «ФИФА», где ударение ставится на «И». Нам показывали майки, где знак ударения стоит на первом слоге. Но самое интересное, что в такой транскрипции «фИфа» название организации произносят в английском варианте, а мы, как правило, в русском языке ставим ударение на последний слог. Но что «фифА», что «фИфа» – это нарушение. Тем более, что многие предприниматели стали использовать это обозначение ближе к проведению чемпионата мира. Эти нарушения, конечно, неоднозначные, но мы ориентировались на позицию ФИФА и её поддержали. Помимо этого, символику ФИФА использовали в салонах красоты и зубных клиниках»,

– рассказал заместитель руководителя ФАС России.