РОССИЯ (Иркутская область, Республика Карелия, Томская и Ульяновская области). В сегодняшнюю подборку вошли факты нарушений рекламного законодательства, выявленные территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России в так называемой жилищно-коммунальной сфере. Большинство нарушений связано с деятельностью «Единой городской службы по учёту водоснабжения» (предыдущий материал на эту тему см. здесь ).

Листовки-нарушительницы

Иркутское УФАС возбудило два дела по фактам распространения зимой 2018 года в Иркутске в жилых многоквартирных домах в почтовых ящиках заявителей рекламных листовок о поверке приборов учёта воды. Они имеют признаки нарушения ФЗ «О рекламе». Этим занимались компания «СтройМонтаж» и «Единая городская служба по учёту водоснабжения».

Про исполнителя – молчок

Индивидуальный предприниматель (ИП) Калачёв И.Д. привлечён Карельским УФАС к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 7 тысяч рублей (см. «Справку»).

Ранее антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявлений граждан признал ненадлежащей рекламу, распространяемую по многоквартирным домам Хабаровска, Благовещенска, Барнаула, Смоленска, Архангельска, Мурманска, Улан-Удэ, Перми, Ярославля, Ростова-на-Дону, Краснодара, Сыктывкара, Твери и Петрозаводска в виде листовок с информацией о необходимости проведения метрологической поверки индивидуальных приборов учёта воды, подписанные главой администрации «Единой городской службы по учёту водоснабжения» Соболевым И.С. со ссылками на нормативные правовые акты, поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»).

Было установлено, что форма и содержание рекламы могут вводить её потребителей в заблуждение относительно исполнителя услуг, поскольку в тексте отсутствует указание на непосредственного исполнителя – ИП Калачёва И.Д., формировать неверное мнение по поводу организации, проводящей поверку счётчиков, а также срочности и необходимости такой поверки только у «Единой городской службы по учёту водоснабжения». Кроме того, ИП, предлагающий услуги по поверке водосчётчиков, не имел аккредитации на право их выполнения, чем также вводил потребителей в заблуждение.

В списках не значилась

Томское УФАС проверит достоверность рекламы, распространяемой в Томске от имени «Единой городской службы по учёту водоснабжения» в рамках возбуждённого дела о нарушении рекламного законодательства.

Сотрудники управления изучили листовки, содержащие информацию об обязательном плановом проведении работ по поверке приборов учёта воды, и выявили признаки недостоверной рекламы (нарушены требования пункта 20 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», см. «Справку»). Текст сформулирован таким образом, что внушает доверие, поскольку создаёт впечатление принадлежности «Единой городской службы по учёту водоснабжения» к муниципальным органам, тем самым реклама дополнительно побуждает потребителя принять участие  в предлагаемых службой мероприятиях по поверке счётчиков. «В противном случае уклонившихся ждёт повышение тарифа при расчёте водопотребления», – утверждается в листовке. Рекламный текст содержит многочисленные ссылки на федеральное законодательство, что дополнительно влияет на восприятие граждан.

Между тем, согласно официальной информации сайта Федеральной налоговой службы юридическое лицо с указанным наименованием в реестре юридических лиц не зарегистрировано. В структуре администрации Томска среди её органов, в том числе подведомственных учреждений и предприятий, «Единая городская служба по учёту водоснабжения» также отсутствует.

Реклама в неустановленном месте

УФАС по Ульяновской области признало ненадлежащей рекламу, размещённую посредством надписей на стенах многоквартирных жилых домов Ульяновска.  

По обращению одной из управляющих компаний антимонопольный орган рассмотрел факт размещения в сентябре 2017 года рекламы: «Ремонт квартир под ключ, 8-800-100-**-**, ***…» посредством надписей на стенах многоквартирных домов и возбудил дело. В соответствии с требованиями части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства, в том числе гражданского и законодательства о государственном языке. Реклама на стенах жилых домов нарушала эти требования, за что и была признана комиссией Ульяновского УФАС ненадлежащей.

В связи с тем, что распространение рекламы прекращено, было решено не выдавать предписание об устранении нарушения.

Также ненадлежащей признала комиссия Ульяновского УФАС рекламу, расклеенную на информационных досках, установленных на многоквартирном жилом доме в Новоульяновске.

В управление обратилось физическое лицо, указавшее на факты расклейки рекламной продукции на информационных досках. Заявитель сообщил, что информационные доски являются общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома и не предназначены для размещения рекламы. Расклейка рекламы в неустановленных местах нарушила требования части 11 статьи 5 закона о рекламе.

Справка

Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара.

В силу части 7 статьи 5 не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа на должностное лицо – от 4 тысяч до 20 тысяч рублей за нарушение рекламодателем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего кодекса.

Алексей АНДРЕЕВ по материалам территориальных УФАС России