ФАС: ЗАЩИТА ПРАВ ФИФА. Территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России продолжают расследовать дела, возбуждённые по фактам нарушений имущественных прав Международной федерации футбола (ФИФА, FIFA) во время подготовки и проведения ЧМ-2018 (предыдущий материал на эту тему см. здесь ).

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ. Алтайское краевое УФАС установило факт незаконного использования прав ФИФА. Нарушителем антимонопольного законодательства признано ООО «Алтай пэлас» – единственный владелец казино в игорной зоне «Сибирская монета».

На главной странице сайта казино altaipalace.ru было размещено сообщение о бронировании столиков для просмотра трансляций ЧМ-2018. Объявление сопровождалось изображением официального символа чемпионата мира по футболу – волка Забиваки, а также анонсом предстоящих матчей, выполненных специально созданным для мероприятия официальным шрифтом Dusha. Талисман Забивака и шрифт зарегистрированы как товарные знаки, правообладателем которых является ФИФА.
На заседании комиссии УФАС было установлено: договорных отношений между ООО «Алтай пэлас» и правообладателем символики ФИФА не было. В связи с этим алтайская компания не имела права использовать изображение талисмана Забиваки, схожего до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком ФИФА, а также применять официальный шрифт чемпионата мира, так как данные действия создают ложное представление о причастности казино к деятельности и проводимым ФИФА мероприятиям.
В действиях ООО «Алтай пэлас» установлен факт недобросовестной конкуренции, а именно нарушение требований статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции» (см. «Справку» в конце подборки). В настоящее время решается вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности в соответствии со статьёй 14.33 КоАП РФ.

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Комиссия Кемеровского УФАС признала незаконным использование рестораном FriDay (ООО «Ресторанный дворик») символики ФИФА.

Поводом для возбуждения дела стало обращение жителя Кемерова об использовании рестораном (бульвар Строителей, 21) при оформлении меню символики ФИФА – волка Забиваки. Также при проведении плановой проверки сотрудники управления выявили, что над входом в другой ресторан  FriDay, на проспект Шахтёров, 72, установлен баннер с изображением символики ФИФА. Таким образом общество нарушало статью 14.8 закона о защите конкуренции (см. «Спаравку»).

На заседании комиссии представитель компании заявил о добровольном устранении нарушений. Это позволило антимонопольному органу не выдавать ООО «Ресторанный дворик» предписание. Решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ. Краснодарское УФАС вынесло постановление о наложении штрафа на ИП Адинова Г.В. в размере 12 тысяч рублей по факту нарушения требований пункта 1 статьи 14.6 ФЗ «О защите конкуренции» (см. «Справку») по факту использования обозначения «FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018», которое сходно до степени смешения с комбинированным товарным знаком «FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018» по свидетельству №600424 от 28 декабря 2016 года, правообладателем которого является ФИФА.

Дело об административном правонарушении по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ было возбуждено по факту нарушения ИП Адиновым Г.В. требований пункта 1 статьи 14.6 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в размещении на сайте boomposuda.ru/bumazhnye_stakany_s_logotipom перечня реализуемой продукции, в том числе бумажного стакана с изображением обозначения «FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018» с графическими элементами (кубком), которое сходно до степени смешения с комбинированным товарным знаком «FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018», правообладателем которого является ФИФА.

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Ленинградское УФАС возбудило дело за незаконное использование символики ФИФА в отношении ООО «Космостар». Общество подозревается в нарушении закона о защите конкуренции (статья 14.8, см. «Справку»). Недобросовестная конкуренция выразилась в незаконном использовании товарного знака ФИФА.
«Космостар» попытался ввезти на территорию РФ брелоки с фирменной маркировкой ФИФА, не имея договора с федерацией на использование официальной символики. Однако пройти границу не удалось. На нелегального импортёра в Выборгскую таможню пожаловалось ООО «АИС» – правообладатель товарных знаков ФИФА. По факту нарушения таможенного законодательства на ООО «Космостар» был наложен административный штраф в размере 50 тысяч рублей и конфисковано примерно 60 тысяч контрафактных сувенирных изделий, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака «FIFA WORLD CUP», «RUSSIA 2018».
Далее в рамках межведомственного взаимодействия материалы дела были переданы в Ленинградское УФАС для проверки действий ООО «Космостар» на предмет нарушения антимонопольного законодательства.

МОСКВА. Московское УФАС России рассмотрело и вынесло решение по нескольким делам, связанным с нарушениями прав ФИФА во время проведения чемпионата мира по футболу в России.

Первое из них получило большой резонанс и было связано с «Райффайзенбанком». Банк запустил в своих социальных сетях акцию, где предлагал обменять голы сборной России на мили, а также обещал скидки в определённых барах и ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга во время проведения футбольных матчей. Ведомство установило, что «Райффайзенбанк» нарушил требования пунктов 2, 3 и 4 части 1 статьи 20 закона о порядке проведения чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и статью 14.8 закона о защите конкуренции (см. «Справку»).

Вторым делом стало разбирательство с сетью пиццерий «Папа Джонс». Компания предлагала посетителям сделать ставку на матчи чемпионата мира и выиграть годовой запас пиццы. Акция распространялась через e-mail рассылку, соцсети и официальный сайт компании непосредственно в дни проведения матчей и действовала ровно в сроки проведения мундиаля. Московское УФАС России признало сеть «Папа Джонс» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 20 закона о порядке проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и статью 14.8 закона о защите конкуренции (см. «Справку»). Ведомство считает, что проведение подобных маркетинговых акций обязательно должно было быть согласовано с ФИФА. В любом другом случае такой маркетинг не несёт каких-либо общественно-полезных целей, не способствует популяризации спорта, а фактически направлен на продвижение услуг компаний за счёт спортивного события мирового масштаба.

«Райффайзенбанку» и «Папе Джонсу» выданы обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. В ближайшее время будет рассмотрен вопрос о привлечении компаний к административной ответственности в соответствии со статьёй 14.33, которая предусматривает штрафные санкции в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Третье дело касается Военной страховой компании (ВСК). Страховщик также нарушил требования пунктов 2, 3 и 4 части 1 статьи 20 закона о порядке проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и статью 14.8 закона о защите конкуренции (см. «Справку»). ВСК разместила на сайте акцию для увеличения количества пользователей своего нового мобильного приложения, где использовала в названии «чемпионат мира по футболу 2018» и «FIFA». При этом компания упомянула, что акция приурочена к ЧМ-2018. ВСК предлагала скидку 25% при покупке услуг через приложение с использованием специального промокода. Акция действовала весь период проведения чемпионата мира. Сам промокод можно было узнать, посмотрев рекламный ролик ВСК в Youtube.

На своем сайте ВСК пояснила, что рекламный ролик появится именно 15 июня – в день начала чемпионата мира. При этом страховщик указал, что ролик будет транслироваться на телеканале «Матч ТВ» во время трансляции всех футбольных матчей турнира, в YouTube и на сайтах-партнёрах, а также в социальных сетях. Акция продолжилась и в Facebook. ВСК предложила сделать прогноз результата матча Россия – Испания. За верный прогноз компания обещала призы. В посте ВСК использовала официальный логотип ФИФА. Подобная акция также была размещена в сети «ВКонтакте».

В случае если нарушение будет доказано, ВСК может получить штраф в соответствии со статьёй 14.33 КоАП РФ в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Справка

Согласно пункту 1 статьи 14.6 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путём совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:

1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путём его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путём его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

В соответствии со статьёй 14.8 не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 – 14.7 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:

1) продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо изменённая символика спортивных соревнований;

Согласно пунктам 2, 3 и 4 части 1 статьи 20 запрещается осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA; введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнёра, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве; а также введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями.

Алексей АНДРЕЕВ по сообщениям территориальных УФАС России