РЕКЛАМНАЯ ЖИЗНЬ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (Беларусь). В связи с изменениями в белорусском рекламном законодательстве у многих участников рынка рекламы и маркетинговых коммуникаций возникли вопросы, которые требовали разъяснений со стороны госорганов. Ассоциация рекламных организаций (АРО) сформулировала три основных, на которые и получила ответы из министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) за подписью заместителя министра Оксаны Константинович.

– Требуется ли согласование рекламных сюжетов, размещённых на рекламных конструкциях и транспортных средствах до вступления в силу с 08.10.21 постановления совета министров «О порядке согласования содержания наружной рекламы и рекламы на транспортном средстве», и размещение которых продолжается по договорам с рекламодателями после 08.10.2021?

– Декретом президента Республики Беларусь от 6 июля 2021 года «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь по вопросам размещения (распространения) рекламы» внесены изменения в подпункт 4.6 пункта 4 Декрета президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет №7), которые вступили в силу с 08.10.2021.

Согласно абзацам четвёртому и пятому части первой подпункта 4.6 пункта 4 Декрета №7 субъекты хозяйствования в сфере рекламной деятельности размещают (распространяют) наружную рекламу на установленном на основании разрешения местного исполнительного и распорядительного органа средстве наружной рекламы после согласования содержания этой рекламы с местным исполнительным и распорядительным органом по месту её размещения (распространения); размещают (распространяют) рекламу на транспортном средстве после согласования её содержания с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения юридического лица или месту жительства ИП, являющихся владельцами данного транспортного средства.

При наличии согласований, указанных в абзацах четвёртом и пятом части первой подпункта 4.6 пункта 4 Декрета №7, последующее размещение (распространение) рекламы допускается без повторного согласования её содержания (часть вторая подпункта 4.6 пункта 4 Декрета №7).

Во исполнение части третьей подпункта 4.6 пункта 4 Декрета №7 и пункта 2 Декрета президента Республики Беларусь от 6 июля 2021 года «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь по вопросам размещения (распространения) рекламы» (далее – Декрет №3) постановлением совета министров утверждено Положение о порядке согласования содержания наружной рекламы и рекламы на транспортном средстве. Пунктом 1 положения установлено, что положением определяется порядок согласования содержания наружной рекламы, планируемой к размещению (распространению) на средстве наружной рекламы, установленном на основании разрешения Минского городского, городского (города областного подчинения) или районного исполнительного комитета, и рекламы на транспортном средстве, за исключением рекламы на транспортном средстве, содержащей исключительно информацию о субъектах хозяйствования, осуществляющих на данном транспортном средстве перевозку пассажиров и (или) грузов; о владельце данного транспортного средства; о товарных знаках и (или) знаках обслуживания, используемых для обозначения товаров, работ и (или) услуг указанных лиц; о продаже данного транспортного средства; о номере телефона диспетчера такси.

Таким образом согласование с местным исполнительным и распорядительным органом содержания рекламы на средстве наружной рекламы или транспортном средстве, размещение (распространение) которой начато до 08.10.2021 (то есть до вступления в силу Декрета №3 и изменений в Декрет №7) и продолжается после 08.10.2021 (например, реклама размещена на средстве наружной рекламы или транспортном средстве 01.10.2021 и будет размещаться (распространяться) до 31.12.2021), не требуется.

– Может ли считаться согласованным рекламный сюжет по истечении сроков, отведённых законодательством на его рассмотрение и уведомление, в случае отсутствия уведомления исполнительного и распорядительного органа о принятом административном решении?

– В соответствии с пунктами 7 и 8 ранее упомянутого приложения местный исполнительный и распорядительный орган принимает административное решение о согласовании содержания наружной рекламы, рекламы на транспортном средстве или об отказе в таком согласовании в течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявления, а при необходимости запроса документа, предусмотренного в части первой пункта 5 положения, от других государственных органов – в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления.

Решение о согласовании содержания наружной рекламы, рекламы на транспортном средстве принимается путём проставления на макете наружной рекламы, рекламы на транспортном средстве грифа «СОГЛАСОВАНО», содержащего дату согласования и подпись уполномоченного должностного лица с указанием его фамилии и инициалов, за исключением случая, указанного в части второй пункта 8 положения.

Отсутствие уведомления местного исполнительного и распорядительного органа о принятом административном решении по истечении установленного срока не является основанием для признания согласованным содержания наружной рекламы, рекламы на транспортном средстве.

За нарушение законодательства о рекламе организации и граждане несут ответственность, предусмотренную статьёй 13.9 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях.

– Подлежит ли согласованию в исполнительном и распорядительном органе сюжет социальной рекламы?     

– В соответствии с абзацами десятым и семнадцатым статьи 2 закона Республики Беларусь «О рекламе» реклама – информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке; социальная реклама – реклама прав, охраняемых законом интересов или обязанностей организаций или граждан, явлений (мероприятий) в сферах здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения, обеспечения государственной и (или) общественной безопасности, охраны окружающей среды, рационального использования природных, топливно-энергетических и других видов ресурсов, в том числе по вопросам охраны здоровья населения, пропаганды здорового образа жизни, деятельности хосписов, благотворительных фондов, сохранения историко-культурного, духовного наследия, профилактики правонарушений, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развития международного сотрудничества в указанных сферах, либо иных явлений (мероприятий) социального характера, которая направлена на защиту или удовлетворение общественных или государственных интересов, не носит коммерческого характера и рекламодателями которой являются государственные органы, если иное не установлено президентом Республики Беларусь.

Из приведённых определений следует, что социальная реклама является разновидностью рекламы, которая может размещаться как на средстве наружной рекламы, так и на транспортном средстве. В этой связи, а также с учётом абзацев четвёртого и пятого части первой подпункта 4.6 пункта 4 Декрета №7, содержание такой рекламы подлежит согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом.

(По информации АРО)