ФАС РОССИИ/АМИ «РС». Состоялось второе по счёту заседание Общественного совета при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России, избранного в новом составе. Рассматривался ряд актуальных вопросов, включая законопроект «пятого антимонопольного пакета» и план работы совета на 2021 год. 

Напомним, в новый состав совета входит председатель правления саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС») Сергей Пилатов, который был участником прошедшей встречи на площадке ведомства. Модератором заседания выступил председатель Общественного совета Андрей Шаронов.

Как отметил в своём докладе начальник правового управления ФАС России Артём Молчанов, цифровизация экономики помимо благ несёт в себе и риски, связанные с монополизацией товарных рынков и возможностью злоупотребления рыночной властью со стороны «цифровых гигантов» в ущерб интересам граждан. В этих условиях государство должно иметь инструменты для защиты потребителей от злоупотреблений доминирующим положением на цифровых рынках. На формирование таких инструментов нацелены предлагаемые ФАС изменения в закон о защите конкуренции, которые и принято называть «пятым антимонопольным пакетом».

Изменения предусматривают меры, благодаря которым антимонопольное законодательство сможет создать барьеры для злоупотреблений на цифровых рынках. Это касается распространения запретов злоупотребления доминирующим положением на цифровые платформы (марктеплейсы, агрегаторы), обеспечивающие совершение сделок продавцов и покупателей в интернете; определения критериев таких платформ (владение программой (инфраструктурой), которая используется для заключения сделок продавцов и покупателей, сетевые эффекты, доля более 35% на рынке взаимозаменяемых услуг по обеспечению возможности совершения сделок, выручка свыше 400 млн рублей за последний календарный год от деятельности платформы); новых подходов к сделкам экономической концентрации: если цена сделки превышает 7 млрд рублей, то она требует одобрения ФАС России; использования цифровых алгоритмов в антиконкурентных соглашениях, которое должно стать отягчающим обстоятельством.

По мнению Артёма Молчанова, принятие «пятого антимонопольного пакета» позволит обеспечить эффективность мер антимонопольного контроля в условиях современных «цифровых» рынков, создать правовые механизмы противодействия злоупотреблениям рыночной властью «цифровым монополиям» и «цифровым картелям».

Также на заседании Общественного совета выступил вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Алексей Кожевников с докладом на тему: «Недискриминационный доступ малого и среднего предпринимательства к онлайн-посредникам».

Анализируя план работы совета на 2021 год, можно отметить, что он очень внушительный (содержит около 40 пунктов!), наполненный и разнообразный по тематике. Среди вопросов, которые будут обсуждаться в течение предстоящего года, есть и те, которые близки и изданию «Рекламный совет», и СРО «АМИ «РС», включая то обстоятельство, что ответственным по ним значится Сергей Пилатов. 

Во-первых, при непосредственном участии председателя правления СРО в третьем квартале планируется рассмотреть вопрос: «О проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» в части регулирования институтов саморегулированных организаций в сфере рекламы». Как наверняка известно нашему читателю, эта тема обсуждается на самых различных площадках, включая «регуляторную гильотину» при правительстве РФ, Торгово-промышленную палата РФ, отраслевые ассоциации, и, по мнению Сергея Пилатова, важной будет и дискуссия на заседании Общественного совета при ФАС России.

«Для нас принципиально, что данный вопрос внесён в официальный план работы совета на 2021 год»,

– подчеркнул председатель правления Ассоциации «Рекламный Совет».

Во-вторых, не случайно и то, что пункт повестки, связанный с информационной активностью ФАС России и её результативностью («Об авторитете ФАС России, рейтинг ведомства среди органов власти. О мероприятиях по реализации политики открытости и прозрачности ФАС России»), также доверен представителю СРО «АМИ «РС». Именно наше сетевое издание «Рекламный совет», являющееся официальным изданием саморегулируемой организации, много внимания уделяет публикациям под рубрикой «ФАС: открытость и доступность», посвящённым деятельности ФАС и её территориальных управлений по самым разным направлениям, включая приёмы граждан и предпринимателей, взаимодействие со СМИ, помощь студентам и школьникам в выборе их дальнейшего пути и т.п.

В-третьих, Сергей Пилатов примет непосредственное участие и в подготовке важного вопроса, касающегося формирования алгоритма взаимодействия Общественного совета при ФАС России с общественными советами при ТУ ФАС России, разработки рекомендаций их членам.

«Безусловно, наша ассоциация заинтересована в том, чтобы общественные советы при территориальных управлениях антимонопольного ведомства работали эффективно, учитывали и нашу рекламную отрасль. Неслучайно в ряде регионов представители СРО «АМИ «РС» входят в состав местных общественных советов, а в Новгородской области и Санкт-Петербурге руководители представительств саморегулируемой организации эти советы возглавляют»,

– отметил Сергей Пилатов.

Кстати, о взаимодействии антимонопольщиков и СРО пойдёт речь и на годовой расширенной коллегии ФАС России (она состоится в Республике Крым 28 и 29 апреля), где будут в том числе рассматриваться итоги сотрудничества регулятора, его территориальных управлений с СРО «АМИ «РС». Представлять Общественный совет при ФАС России на коллегии доверено Сергею Пилатову. Такое решение было официально принято на заседании совета. 

(Соб инф. с использованием материалов пресс-службы ФАС России)