БЕЛАРУСЬ. Ассоциация коммуникационных и маркетинговых агентств (АКМА) республики на своём сайте представила исследование «Маркетинг в Республике Беларусь: состояние и перспективы», проведённое силами преподавателей и студентов факультета маркетинга Белорусского государственного экономического университета.

Исследование состоялось в апреле – мае 2021 года. Его главная цель – определить уровень и перспективы развития маркетинга, отдельных его инструментов в Республике Беларусь. В опросе приняло участие более 200 специалистов, представляющих организации международного, регионального и локального уровней, разных сфер и масштабов деятельности. Своё мнение представили руководители компаний, маркетинговых, рекламных и брендинговых отделов и служб, специалисты.

При оценке уровня развития маркетинга в Беларуси ответы респондентов распределились следующим образом: 2,3% определи его как продвинутый (большинством компаний используются самые современные инструменты маркетинга, от традиционных до диджитал); 34,1% – как высокий (белорусские компании активно используют различные маркетинговые инструменты в оффлайн- и онлайн-средах); 55,2% – как недостаточно высокий (белорусские компании используют некоторые инструменты оффлайн- и онлайн-маркетинга, порой эпизодически) и 8,6% – как невысокий (белорусскими компаниями редко используются передовые инструменты маркетинга, не уделяется им должного внимания).

Среди респондентов, которые выставили более высокие оценки, 76% отнесли себя к работающим в компаниях, лидирующих или играющих ведущую роль в применении маркетинговых технологий. 78,4% определивших уровень развития маркетинга в Беларуси недостаточно высоким, видят свою компанию среди ведущих.

По оценке деятельности собственных организаций получена следующая структура ответов: 25,4% работают в компаниях, которые лидируют в области применения маркетинговых технологий, активно внедряют новейшие маркетинговые решения; 52,1% – в компаниях, старающихся применять передовые маркетинговые решения, не отставать от конкурентов; 19,4% – в компаниях, принимающих некоторые маркетинговые решения скорее эпизодически и для решения частных задач; 2,6% – в компаниях, не уделяющих особого внимания маркетингу.

Представителям профессии также было предложено назвать вызовы в области маркетинга, с которыми столкнулись их компании в 2020 году. 59% специалистов определило необходимость поиска новых подходов к привлечению и удержанию новых клиентов вызовом №1, 54% в качестве вызова №2 отметили падение спроса из-за пандемии, для 49% вызовом №3 в 2020 году оказалась необходимость разработки специальных маркетинговых проектов в период пандемии коронавируса.

Относительно приоритетов в области маркетинга и рекламы в 2020 году мнение опрошенных разнилось в зависимости от занимаемой должности. Так, руководители компаний в топ-3 приоритетов назвали интернет-продвижение, продажи и работу с клиентами; руководители отделов и служб – конкурентный анализ, сбор маркетинговой информации и продажи; специалисты – конкурентный анализ, сбор и анализ маркетинговой информации, разработку рекламных стратегий.

Оценивая перспективы развития и новые возможности маркетинг-индустрии на 2021 ˜ 2022 годы, в качестве наиболее интересных были названы: усиление SMM-стратегий и тактик; персонализация клиентского опыта, построение эффективного мультиканального маркетинга (актуально для более 50% опрошенных специалистов). 68% респондентов назвали формирование потребительского опыта важным направлением развития своих компаний, 61% таковым увидели персонализацию клиентского опыта.

Определяющими маркетинговыми целями на 2022 – 2023 годы респонденты назвали увеличение продаж (ожидаемо ввиду проблем падения спроса и реструктуризации некоторых бизнес-процессов), удержание конкурентных позиций (усиление конкурентной борьбы, доступность новых маркетинговых технологий, высокая требовательность белорусского потребителя и ограниченность его доходов), увеличение количества клиентов, увеличение эффективности интернет-маркетинга и увеличение уровня лояльности клиентов (ранее в приоритетах значился исключительно поиск новых).

Полученные в ходе исследования результаты позволили сформировать общее видение маркетинговых проблем и перспектив, лучше понять перспективные направления и технологии маркетинга.

С полной версией отчёта можно ознакомиться здесь.

(По информации с сайта АКМА)