АРО (Беларусь). Директор Ассоциации рекламных организаций (АРО) Республики Беларусь Валерий Боднарь прокомментировал для портала Marketing.by ситуацию на рекламном рынке страны:

– Текущий год для рекламной индустрии сложно назвать нормальным: в связи с нагрянувшей пандемией рекламные компании прилагали титанические усилия, чтобы минимально потерять бюджеты клиентов, сохранить штат сотрудников, минимизировать затраты или вообще сохранить свой бизнес.

Всю весну мы консолидировано с IAB Belarus и Ассоциацией коммуникационных и маркетинговых агентств (АКМА) предлагали госорганам и правительственным структурам аналитические материалы и конкретные меры поддержки рекламного бизнеса, которые могли бы появиться в соответствующем постановлении правительства и смягчить нашу участь. К сожалению, о рекламистах правительство «забыло».

На этом фоне нормотворчество в области рекламы казалось не совсем актуальным вопросом, но мы всё же старались участвовать в этом процессе. Этим нашей ассоциации предписано заниматься действующим уставом.

Мы очень рады были, когда увидело свет постановление совета министров Республики Беларусь «О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов», согласно которому бизнес-ассоциации имеют право принимать участие в обсуждении нормативно-правовых актов, касающихся профессиональной деятельности входящих в них участников. Если передать содержание постановления простыми словами, то разработчик нормативно-правового акта обязан на этапе его планирования и разработки привлекать для прогнозирования последствий принятия акта заинтересованные государственные организации и бизнес-сообщества в соответствии с их компетенциями. 

Руководствуясь нашим уставом и правом принимать участие в оценке регулирующего воздействия разрабатываемых нормативно-правовых актов, весной мы подготовили и направили в министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) предложения в Программу по развитию конкуренции. Среди них: предложение по установлению чётких и прозрачных требований к размещению средств наружной и внутренней (внутри зданий и сооружений) рекламы, осуществление связанных с этим административных процедур, предложение по исключению из законодательства положений, предусматривающих неравные условия ведения бизнеса в различных сегментах рекламного рынка, предложение по стимулированию деятельности некоммерческих профессиональных объединений. Последнее, что мне известно о судьбе этой программы – она направлена на согласование в госорганы.

Летом мы вели переписку с Национальным собранием и МАРТ по изменениям в закон о рекламе, обсуждение которых шло и в 2019 году. Небольшая часть этих предложений была принята (реклама в детских телепередачах, реклама в формате «телемагазин»,  реклама в иностранных СМИ). Все остальные предложения отклонены регулятором (о рекламе внутри зданий и сооружений, о среднем уровне звука телепередач, о рекламе на стеклах транспортного средства, об отмене согласования рекламы лекарственных средств для радио и ТВ, о рекламе безалкогольного пива, о количестве прерываний телепередач рекламой). Информации о дальнейшей судьбе этого законопроекта, к сожалению, у меня нет.

В конце лета появилось постановление министерства информации Республики Беларусь «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 9 апреля 2020 г. №122», которым установлены требования к единому национальному медиаизмерителю, порядок получения им полномочий и их прекращения, порядок предоставления отчётности и  установлен срок гарантированного представления первых результатов исследования аудитории не позднее 1 января 2021 года.

Большая часть компаний, входящих в АРО, ежедневно используют в своей работе данные измерения телевизионной и радийной аудитории и участвуют в финансировании этих измерений. К сожалению, нашего мнения о содержании этого постановления перед его выходом в свет у нас никто не спросил. Мы вынуждены были обратиться в министерство информации с просьбой организовать рабочую встречу для разъяснения вопросов, касающихся методики измерений, используемых аппаратных средств, программного обеспечения, стоимости финансирования проекта со стороны рекламной индустрии, результатов установочного исследования. В ответе мининформа нам было рекомендовано задать все эти вопросы единому национальному измерителю после его определения. Кто этот измеритель, мы не знаем до сих пор, а 1 января 2021 года не за горами.

Ещё один пример игнорирования оценки регулирующего воздействия со стороны разработчика нормативно правового акта – это постановление министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23 июля 2013 г. №63 «О реализации Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. №225-З «О рекламе». Суть основных изменений сводится к тому, чтобы в обязательном порядке в аудио- и видеороликах проговаривалась информация с использованием темпа и громкости речи, не создающих препятствия для восприятия рекламы. Очень сомнителен эффект запоминания слушателем или зрителем такой информации, а вот для рекламодателей это означает увеличение стоимости оплаты за размещение роликов. Постановление минздрава вступает в силу 20 ноября. Мы обратились за разъяснениями к нашему регулятору (МАРТ), ответа пока не получили.

К сожалению, изложенные мною факты – лишнее доказательство тому, что постановление совмина «О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов» в отношении предприятий рекламной индустрии не работает. Главное в оценке регулирующего воздействия нормативно-правовых актов – соблюдение всеми сторонами процесса соответствующего законодательства и наличие диалога между ними. И с тем и с другим пока есть проблемы.

(По материалу Marketing.by)