ПМЭФ-2021 (Россия, Санкт-Петербург). В рамках Санкт-Петербургского экономического форума (ПМЭФ) в так называемый “нулевой”  день, состоялся Форум креативных индустрий. В сессии, посвящённой России будущего, принял участие председатель правления саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» Сергей Пилатов

Ключевые выводы

В условиях меняющегося общества необходимо развивать креативные индустрии и проекты на общемировом уровне, для этого креативной индустрии необходима поддержка.

«Российская мысль может быть конкурентоспособной в мире безграничного, бесшовного креатива. Мы сегодня прекрасно понимаем, включая тот же Netflix или заходя на YouTube, что идеи из любых стран имеют шанс стать популярными, услышанными, увиденными. Креативным идеям в принципе не нужна площадка, потому что ты сам себе сегодня площадка. Необходимо создать среду и экосистему, в которой таланты и креативные проекты могли бы обеспечивать весь мир творческими продуктами, придуманными в России»,

– заявила Тинатин Канделаки, генеральный продюсер «Матч ТВ».

«Все креативные индустрии, конечно же, рождаются снизу, и это творческая активность наших граждан, и это творческая актуальность того сообщества, которое живёт в наших городах. Причём я обратила бы внимание – не в больших городах, а в маленьких городах и в сёлах. Лидер у нас по развитию креативных индустрий кто? Конечно же, Москва. Ещё один регион, который не может не считаться лидером, – это, конечно, Татарстан. Но ещё приведу несколько примеров – это Тульская область, которая в прошлом году, в год пандемии, обратите внимание, создала на базе объединения центров развития культуры такое уникальное креативное пространство, как «Девятка». И наконец, Белгородская область, где в 2020 году тоже создано такое уникальное творческое пространство на арт-резиденции «Октябрь»,

– сообщила Ольга Ярилова, заместитель министра культуры РФ.

«Я могу привести пример: Наталья Водянова выходит замуж в платье, которое сшито «Крестецкой строчкой». А это из небольшой деревеньки, в которой Екатерина II поила своих лошадей, когда передвигалась из Санкт-Петербурга в Москву. Что такое креативная экономика? Это преобладание творческого труда. Людям, которые в этой аудитории находятся, объяснять этого не надо. Но ещё высокая добавленная стоимость. Добавленную стоимость надо оставлять в Российской Федерации»,

– считает Гульназ Кадырова, заместитель министра промышленности и торговли РФ.

Проблемы

Вместо креативных платформ и глобальных трендов создаются недолговечные проекты, которые быстро забываются и чреваты формированием кризиса идей.

«Креативные индустрии без креативной экономики никому не нужны. Даня Милохин и «ТикТок» – это и есть креативная индустрия и креативная экономика. Только хотелось бы, чтобы страна придумала не Даню Милохина, который через год закончится, а придумывала «ТикТок». Таких Даней Милохиных будет рождать каждое поколение каждый год, они будут популярны, будут опускаться, подниматься в рейтингах и так далее. Таких проектов будет много»,

– высказал свою точку зрения Сергей Капков, директор Центра исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий экономического факультета Московского государственный университет имени М.В. Ломоносова.

«Мне кажется, мы здесь выполняем такую незавидную роль неких жителей Африки, которые продают бизонов и своих соплеменников за стеклярус. Все блогеры или тиктокеры – они являются работниками YouTube и «ТикТока». Основные барыши получают владельцы этих платформ, а они просто туземцы, которые танцуют туземные танцы»,

– сказал Сергей Шнуров, генеральный продюсер RTVI, музыкант и поэт.

«Сейчас есть кризис жанра, потому что кинематографисты из полного метра уходят в интернет-форматы. Это только нам кажется, что те самые блогеры-миллионники просто дома снимают домашние видео. На самом деле там работают редакции, профессиональные продюсеры, авторы. Всё это обставляется красиво, снимается. Там хороший свет, хорошее качество видеопродакшена, поэтому это набирает миллионную аудиторию. Это и есть плата, это и есть входной билет. И государство тоже понимает, что за это надо платить»,

– полагает Сергей Новиков, начальник управления президента РФ по общественным проектам.

Решения

Нужны технологические новшества и точечная поддержка –  в таком мнении сошлись участники сессии.

«Мы начали исповедовать много лет назад принцип, что искусство и технологии всегда живут вместе. Мы придумали такой язык – новый язык кино рассказывает не о том, как мы живём в физическом мире, а о том, как мы большую часть своего времени сегодня проводим в мире цифровом. То есть тот код, что мы пишем, что мы ищем в поисковиках, как мы играем в игры, как мы общаемся – это всё большая часть нашей жизни, потому что молодой человек к девушке, скорее всего, не лезет на балкон, чтобы сказать «Я тебя люблю» с цветами. Он посылает сообщение. Это форма сегодняшнего общения людей. И многое, многое другое»,

– отметил Тимур Бекмамбетов, академик российской академии рекламы, режиссёр, продюсер, сценарист, основатель,Bazelevs.

«Мы сейчас в государственных институтах, поддерживающих креативные индустрии, переживаем точно такую же трансформацию. Мы от общего замаха «давайте в целом креативные индустрии поддерживать» начинаем переходить к сегментированному подходу. И это, наверное, просто логика жизни – что будет больше развиваться, то государство и должно поддерживать. Асфальтировать те дорожки, которые протоптаны креативными людьми»,

– добавил Сергей Новиков.

Нельзя забывать и о продвижении языконезависимого русского продукта.

«Там, где говорят по-русски, надо развивать литературу, мультипликацию на русском языке озвучивать. Любой, кто говорит по-русски, получает русские культурные коды. Но, может, язык музыки более глобален, чем ареал какого-то конкретного языка. А в креативной экономике Китай считает, что еда является креативной индустрией. Если нам десятерым раздать одинаковое количество ингредиентов и назвать то блюдо, которое надо сделать, у каждого будет свой вкус, потому что каждый добавит свои пропорции, добавить что-то своё и даже свою энергию, поэтому это тоже креативная индустрия»,

– эмоционально высказался Сергей Капков.

«Наш контент анимационный для международных рынков очень универсальный. Мы всё делаем больше и больше бездиалогового контента. Это так называемые физические гэги, диалоги можно заменить только смешными какими-то неординарными физическими гэгами. «Маша и Медведь» – прекрасный тому пример. Сегодня крупные мировые гиганты, приходя на локальные рынки, начинают учитывать специфику, и потребности, и традиции локальных рынков. То есть выигрывают те, кто, приходя на рынок, адаптируется, локализуется и встраивается в структуру. И нам надо делать то же самое»,

– утверждает Юлиана Слащёва, председатель правления киностудии «Союзмультфильм», генеральный директор киностудия имени М.Горького, председатель правления Ассоциация анимационного кино России.

Сергей Пилатов так прокомментировал итоги сессии:

«Я с огромным удовольствием принял участие в Форуме креативных индустрий в сессии, посвящённой России будущего. Сергей Шнуров, Тимур Бекмамбетов, Юлиана Слащёва, Тина Канделаки, два заместителя министра, представитель администрации президента и Сергей Капков. Состоялся очень интересный разговор. И на вопрос «Может ли Россия что-то предложить миру креативненького?» я с уверенностью отвечу: да, может, в том числе и в области близкой мне и нашей Ассоциации «Рекламный Совет» – рекламы, маркетинга, массовых коммуникаций».
(Соб. инф. по материалам сайта фонда «Росконгресс» Roscongress.org)