ФАС И «ХВАСТЛИВАЯ» РЕКЛАМА. Территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Москве и Карачаево-Черкесской Республике, Воронежской, Омской, Пензенской, Псковской и Тверской областям завершили либо ведут дела по фактам нарушения требований рекламного законодательства, закона о защите конкуренции, связанным с употреблением в рекламе товаров/услуг слов «лучший», «единственный», «самый», «номер один» и им подобных без достаточных на то оснований (предыдущую подборку на данную тему см. здесь).

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. Воронежское УФАС выдало предупреждения четырём компаниям за сходные нарушения, а именно пункта 1 статьи 14.3 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому не допускается недобросовестная конкуренция путём некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путём использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искажёнными.

***

ООО «Ален недвижимость туризм» предупреждено за то, что на главной странице сайта https://alen-tours.ru поместило информацию:

«Почему именно «Ален»? /…/ У нас самые опытные менеджеры /…/»

без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, что привело (может привести) к причинению убытков хозяйствующим субъектам-конкурентам, либо нанести вред их деловой репутации. Распространение данной информации имеет признаки нарушения пункта 1 статьи 14.3 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку в ней содержится некорректное сравнение услуг ООО «Ален недвижимость туризм» с услугами других хозяйствующих субъектов-конкурентов.

***

ООО «Зималетофф» на своём сайте написало:

«Зималетофф – хороший отдых по доступной цене /…/ Если Вы еще не приобрели путевку, сделайте это в лучшем турагентстве Воронежа /…/».

Здесь также не указаны конкретные характеристики или параметры сравнения, имеющие объективное подтверждение, что нарушает пункт 1 статьи 14.3 ФЗ «О защите конкуренции». Общество предупреждено.

***

ООО «Агромиг» распространяло следующую информацию:

– на главной странице своего сайта:

«ЗАВОД «АГРОМИГ» САМЫЙ КРУПНЫЙ ЗАВОД ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЗЕРНОСУШИЛОК В РОССИИ»;

– на видеохостинге YouTube:

«/…/ зерносушилки МИГ №1 в России», /…/ мы лидеры в сфере производства зерносушилок в России /…/», «/…/ наш тип сушилки самый экономичный из вариантов, представленных на Российском рынке /…/».

Информация размещена без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение. Распространение данной информации имеет признаки нарушения пункта 1 статьи 14.3 ФЗ «О защите конкуренции». ООО «Агромиг» выдано предупреждение.

***

Четвёртый проштрафившийся – ООО «Микрохирургия глаза – Воронеж». Общество на своём сайте характеризовало себя так:

«/…/ Самые эффективные технологии в диагностике глазных заболеваний /…/».

Конкретные характеристики или параметры сравнения, имеющие объективное подтверждение, не указаны, так что и здесь нарушены нормы пункта 1 статьи 14.3 ФЗ «О защите конкуренции».

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА. УФАС по КЧР обнаружило вывеску у магазина, принадлежащего ИП, с признаками нарушения антимонопольного законодательства – пункта 1 статьи 14.3 ФЗ «О защите конкуренции»: в наименовании магазина содержалось обозначение «№1». Предпринимателю выдано предупреждение. В установленные сроки оно было исполнено.

МОСКВА. Московское УФАС возбудило в отношении ООО «Борк-импорт» производство по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе.

По заявлению гражданина антимонопольное ведомство установило, что на адрес электронной почты заявителя были направлены сообщения:

«Самый красивый торшер в мире», «Самая сочная новинка лета», «Самая мощная премьера сезона»,

рекламирующие товары бренда Bork. Данная информация имеет целью формирование и поддержание интереса к ним и их продвижению. Использование при описании рекламируемых объектов слова «самый» направлено на распространение позитивной информации в отношении продукции Bork путём некорректного сравнения с другой продукцией иных производителей, выраженном в акцентировании на неподтверждённые в тексте рекламы преимущества рекламируемых товаров. Подобная реклама считается недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Московское УФАС усматривает в данном случае признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 (реклама содержит некорректное сравнение товаров Bork с товарами иных конкурентов); пункта 1 части 3 статьи 5 закона о рекламе (реклама содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах товаров Bork).

***

Московское УФАС признало ПАО «Ростелеком» нарушившим требования пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 закона о рекламе при распространении рекламы в подъездах жилого дома и выдало обществу предписание о прекращении нарушения.

В управление обратился гражданин, сообщивший, что в подъездах жилого дома в Москве с использованием фразы:

«Лучшие ТВ-каналы, сериалы …»

распростраяется с помощью листовок реклама ПАО «Ростелеком». Согласно пункту 9 постановления пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» необходимо учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускается сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.

В данном случае использование слова «лучшие» направлено на распространение позитивной информации в отношении рекламируемого товара путём некорректного сравнения с другими товарами. В соответствии с законом о рекламе не допускается недостоверная реклама, в которой говорится о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Московское УФАС пришло к выводу о нарушении закона о рекламе, выразившемся в распространении недобросовестной рекламы, содержащей некорректное сравнение рекламируемого товара с товарами других изготовителей. ПАО «Ростелеком» выдано предписание о прекращении распространения рекламы, нарушающей положения законодательства.

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ. Омское УФАС признало рекламу ООО «Ломбард «Мидас»:

«ООО Ломбард «Мидас» Ломбард 24 часа Самая высокая оценка Низкий процент…»

ненадлежащей, нарушающей требований пунктов 1 и 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Из рекламы следует, что общество предлагает свои услуги круглосуточно, что не допускается действующим законодательством. Кроме этого, использованное в рекламе словосочетание «самая высокая оценка» не нашло объективного подтверждения, а использование в рекламе сравнительной характеристики объектов рекламирования с иными товарами возможно только при указании конкретного критерия сравнения.

По итогам рассмотрения дела предписание ООО «Ломбард «Мидас» не выдавалось в связи с устранением выявленного нарушения. Принято решение материалы передать должностному лицу Омского УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении.

ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ. В Пензенское УФАС поступило обращение физического лица с информацией о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе при размещении в сентябре 2020 года на радио «Европа плюс Пенза» (103.8 FM) рекламы воды «Кувака» со слоганом «Лучшая вода России».

Использование в рекламе выражения «Лучшая вода России» направлено на распространение позитивной информации в отношении воды «Кувака» путём некорректного сравнения с другими компаниями по производству питьевой воды, выраженном в акцентировании на неподтверждённые непосредственно в тексте рекламы преимущества рекламируемых товаров. Приведённое в рекламе сравнение по своей форме некорректно, в нём не упоминаются сравниваемые параметры, а следовательно, и достоверность такого сравнения не может быть объективно подтверждена. Рекламодатель несёт ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющихся.

По итогам рассмотрения дела комиссия УФАС приняла решение признать ненадлежащей рекламу со слоганом «Лучшая вода России». Рекламодателю (ООО) выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Материалы направлены сотруднику Пензенского УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении.

ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Реклама застройщика АО «Псковжилстрой» признана Псковским УФАС недостоверной.

В ходе мониторинга социальных сетей сотрудники ведомства установили признаки нарушения закона о рекламе в публикациях АО «Псковжилстрой» в «ВКонтакте» и Facebook. Компания заявляла о том, что квартиры от данного застройщика

«это действительно лучшее предложение на рынке первичной недвижимости во всем Пскове!» 

Использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путём употребления слов «лучший», «первый», «номер один» не запрещено, но в таких случаях должны указываться конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение и которые имеют объективное подтверждение.

«Мы не против того, что, возможно, у компании действительно лучшие предложения, однако каждый рекламодатель обязан это подтвердить в самом тексте рекламного сообщения. Лучший – докажи!»

– прокомментировала решение комиссии руководитель управления Ольга Милонаец.  

Общество пояснило, что данный вывод был сделан на основании собственного маркетингового исследования и анализа рынка первичной недвижимости, которые проводила компания. И, по их убеждению, это именно так. Однако результаты исследования нигде опубликованы не были, в рекламе упоминания о них также отсутствовали и в материалы дела представлены не были.

В связи с тем, что рекламные сообщения не содержали подтверждения, что компания-застройщик имеет «действительно лучшее предложение на рынке первичной недвижимости во всем Пскове!», комиссия признала рекламу АО «Псковжилстрой» недостоверной, нарушающей требования пункта 1 части 3 статьи 5 закона о рекламе. В отношении общества будет возбуждено дело об административном правонарушении. Застройщику грозит штраф от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. 

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Тверское УФАС по результатам рассмотрения обращения ООО «Конаково менеджмент» установило факт размещения наружной рекламы услуг коттеджного посёлка «Екатериновка» с использованием слов

«ЛУЧШИЙ КАК НИ КРУТИ!»

В рекламе не указан критерий, по которому осуществляется сравнение с другими коттеджными посёлками. По данному факту в отношении ООО «Ритейл» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе». 

Заседание комиссии назначено на 9 ноября.

Алексей АНДРЕЕВ по материалам территориальных УФАС России