ПМЭФ-2018 (Россия). «Медиа в эпоху искусственного интеллекта: инструкция по выживанию» – так называлась дискуссионная панель, которая привлекла внимание журналистов «Рекламного совета», работавших на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум».

В изданной для участников ПМЭФ-2018 программе в анонсе дискуссии написано: «Средства массовой информации и развлечения находятся в эпицентре цифровой революции, так как являются одновременно и её движущей силой, и индустрией, в наибольшей степени подверженной технологическим изменениям. Готовы ли мы к новому VUCA-миру и медиаландшафту, в котором нам скоро предстоит жить?» (VUCA – это акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределённость), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). – Прим. А.А.) Вот на этот вопрос и искали в течение полутора часов ответ участники панельной дискуссии, вёл которую президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов.

Выступивший первым американский футуролог, автор книги «Роботы наступают. Развитие технологий и будущее без работы» Мартин Форд слегка озадачил. Он считает, что в ближайшие 20 лет искусственный интеллект окажет сильное влияние на жизнь, не только преобразив науку, медицину и транспорт, но и поставив под угрозу рабочие места.

«Мы думали, что роботы заменят рабочих, но с появлением обучающих программ и алгоритмов нужно смотреть шире – уже сейчас автоматизация позволяет заменить и более квалифицированных сотрудников – юристов, бухгалтеров, финансистов»,

– сказал Мартин Форд.

Появились и уже применяются на практике системы, которые могут выступать и в роли журналистов, так что если мы, люди пишущие, не хотим проиграть конкуренцию роботам, то нам надо, по совету футуролога, больше креативить: здесь у людей по отношению к машинам ещё сохраняется явное преимущество.

«А вообще пришло время задуматься, как подготовиться к новой жизни, а прогресс направить на благо всех людей»,

так закончил своё выступление Мартин Форд.

Его поддержал генеральный директор «Газпром-медиахолдинга» Дмитрий Чернышенко:

«Создание сильной идеи останется прерогативой человека. Мы пока не видим, чтобы искусственный интеллект создал что-то креативное. Мы не видим в нём эмпатии, эмоций. А вообще нам всем нужно быть в тонусе и не расслабляться».

Как это и делает крупнейший в Восточной Европе медиахолдинг с ежедневной аудиторией в 75 млн человек, добавим мы, активно на протяжении последних лет развивая свой бизнес.

Глава «Газпром-медиа» отметил, что помощь искусственного интеллекта очень пригодилась бы для анализа того, что необходимо конкретному зрителю в смысле контента. Кроме того, Дмитрий Чернышенко подчеркнул важность этических стандартов в медиа:

«Мы можем не понимать те правила, которые созданы внутри «чёрных ящиков» искусственного интеллекта. Если говорить о медиа, то они должны формировать этические стандарты».

По его словам, чтобы оставаться конкурентоспособными и удерживать аудиторию, медиа должны создавать собственные мощные бренды.

По мнению директора по распространению технологий «Яндекса», руководителя «Яндекс.Здоровье» Григория Бакунова, искусственный интеллект сильно повлияет на традиционные медиа, так как поможет подстраивать контент под каждого человека, чего нынешние СМИ делать ещё не в состоянии.

«Пока это требует вовлечения в процесс людей, но, быть может, потом научатся обходиться и без них»,

– мрачно спрогнозировал Григорий Бакунов.

Вице-президент крупнейшего в Японии рекламно-коммуникационного холдинга Dentsu Inc. Хироси Игараси проинформировал, что сейчас происходит на японском медиарынке, какие тенденции наблюдаются. По его словам, польза от искусственного интеллекта несомненна: он, к примеру, позволяет обрабатывать большие массивы данных – это необходимо для анализа рынка, изучения аудитории. Без него немыслимы телеизмерения, искусственный интеллект начали использовать и при написании рекламных текстов.

«Искусственный интеллект не сможет сделать всю рекламу, но поддерживать нас в её изготовлении он может»,

– подчеркнул спикер.

Хироси Игараси также поделился прогнозом о том, что в ближайшие 10 – 20 лет роботы заменят 47% рабочих мест.

Французский актёр и режиссёр Венсан Перес отметил, что видит большие возможности искусственного интеллекта в киноиндустрии. Однако он напомнил, что производство фильмов – это творческий процесс, который не всегда следует алгоритму.

«Идею для сценария режиссёр ищет в собственной душе»,

– пояснил он.

Генеральный директор компании «ABBYY Россия» Дмитрий Шушкин в шутку заявил, что страха перед искусственным интеллектом не испытывает: «У меня инженерный бэкграунд, я из технарей». Он привёл примеры использования искусственного интеллекта в медиаотрасли. Это мониторинг СМИ, анализ предпочтений пользователей, подготовка коротких информационных сообщений («бот-журналистика»). Дмитрий Шушкин сослался на оценку агентства Ассошиэйтед Пресс – уже сейчас искусственный интеллект экономит до 20% времени журналистов. В будущем, естественно, эта цифра будет расти.

Итак, цифровая эра неумолимо наступает, и журналистам, как и всем остальным смертным, придётся искать нишу, чтобы быть востребованными, – к такому выводу приходишь после дискуссии «Медиа в эпоху искусственного интеллекта».

Алексей АНДРЕЕВ