АМИ «РС»: РЕКЛАМНАЯ ПРАКТИКА (Россия, Удмуртская Республика/Санкт-Петербург). Эксперты комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов и общественных объединений представительства саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС») в Санкт-Петербурге, созданного и действующего на базе городского Общественного совета по рекламе (ОСР), продолжают свою активную деятельность (запросы, уже рассмотренные комитетом, можно найти здесь).

Что же смутило удмуртских антимонопольщиков?

С внушительных размеров панно, установленного на брандмауэре многоквартирного жилого дома на Молодёжной улице, к жителям Ижевска и гостям города обращается вполне себе симпатичная блондинка. «Даю…» – написано на плакате. Ниже, шрифтом помельче: «Деньги под залог авто». В совокупности (а там ещё есть банковские реквизиты, название организации, условия предоставления кредита и т.п., словом, всё, что требует статья 28 ФЗ «О рекламе») эта композиция представляет собой рекламу финансовых услуг, которые оказывает ООО «Иж лизинг».

В управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Удмуртской Республике по поводу данной рекламы возбудили дело. Как посчитали обратившиеся в антимонопольное ведомство заявители, изображённый в рекламе женский образ вкупе со словом «Даю…» может вызывать у потребителей ассоциации, вовсе не связанные с финансовой деятельностью по выдаче кредитов под залог авто. 

Есть сомнения – значит, надо их разрешить, тем более что в России уже делает первые, но довольно успешные шаги саморегулируемая организация в рекламной сфере – Ассоциация «Рекламный совет», рассматривающая в том числе и спорную рекламу. Вот Удмуртское УФАС и обратилось в Петербург, в СРО «АМИ «РС» с просьбой дать оперативную и квалифицированную оценку соответствия рекламы ООО «Иж лизинг» требованиям законодательства, ответив при этом на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы, что реклама финансовых услуг с использованием слова «Даю…» с многоточием и изображение образа красивой девушки могут вызвать у потребителей ассоциации, не связанные с деятельностью финансовой организацией?

2. Может ли изображённый в рекламе женский образ, над которым крупным шрифтом написано «Даю…» с многоточием, являться непристойным, так как представление такого образа в местах для широкого публичного обозрения противоречит общепринятой модели поведения, иными словами, является безнравственным?

3. Содержит ли данная реклама признаки нарушения ФЗ «О рекламе», в том числе части 6 статьи 5? 

Веское слово экспертов

На этот раз команда экспертов комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов и общественных объединений представительства СРО «АМИ «РС» в Петербурге выступала в следующем составе: Дмитрий Григорьев, председатель правового комитета СРО «АМИ «РС»; Татьяна Александрова, руководитель дирекции маркетинга ООО «Максидом», заместитель председателя ОСР Санкт-Петербурга; Алексей Блинов, генеральный директор АО «Медиа пресс»; Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России; Наталия Плошкина, главный специалист СПБ ГКУ «Городской центр размещения рекламы и праздничного оформления»; Игорь Савви, директор Открытой ассоциации рекламных агентств и коммерческих коммуникаций Петербургского метрополитена; Максим Сторчевой, председатель Ассоциации этики бизнеса; и Ирина Шурмина, эксперт юридической компании Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP.

Эксперты единодушно посчитали, что, учитывая сленговое значение слова «давать», девушка в рекламе заявляет о своей готовности к интимным отношениям, то есть налицо факт использования в рекламе непристойных и оскорбительных образов в отношении пола человека.

Ответы на три конкретных вопроса распределились следующим образом;

– вопрос №1: 85% экспертов сказали «да»;

– вопрос №2: единогласно – «да»;

– вопрос №3: единогласно – «да».

В качестве особого мнения прозвучало следующее. Первый вопрос сформулирован не очень корректно, что в определённой степени могло отразиться на наличии противоречивых оценок в ответе на него.

СРО «Ассоциация «Рекламный совет» – Удмуртскому УФАС

В наружной рекламе финансовых услуг, которые оказывает ООО «Иж лизинг», с изображением женщины и словом «Даю…» выявлены нарушения требований пункта 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», который гласит: в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия.

С  протоколом рассмотрения запроса и выводами экспертов можно ознакомиться здесь.

(Соб. инф.)