АМИ «РС»: РЕКЛАМНАЯ ПРАКТИКА (Россия, Санкт-Петербург). Действительно ли в рекламе программы «Я стесняюсь своего тела» на телеканале «Ю» содержится насмешка над людьми с ограниченными возможностями и такую рекламу надо запретить? На это вопрос предстояло ответить экспертам комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов и общественных объединений представительства саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС») в Санкт-Петербурге, созданного и действующего на базе городского Общественного совета по рекламе (ОСР) (запросы, уже рассмотренные комитетом, можно найти здесь http://sovetreklama.org/category/soobschestva/samoreg/). 

В управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Санкт-Петербургу обратился гражданин по поводу рекламы программы «Я стесняюсь своего тела» (телеканал «Ю»). По его мнению, в эту программу обращаются люди со сложными заболеваниями, которые годами не выходят из дома, боясь насмешек жестоких людей. Гражданин полагает, что в рекламе используется шуточное сравнение таких людей с собакой, что может их обидеть, и предлагает её убрать. 

В свою очередь, Санкт-Петербургское УФАС обратилось в СРО «АМИ «РС» с просьбой рассмотреть обращение и оценить соответствие рекламы требованиям российского законодательства. Этим и занялись члены комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов и общественных объединений ОСР, а также председатель правового комитета ассоциации Дмитрий Григорьев. Именно он дал развёрнутую оценку спорной рекламы, с которой в основном согласились и другие эксперты. Среди них были: Георгий Абелев, председатель ОСР Санкт-Петербурга и Общественного совета при Санкт-Петербургском УФАС; Татьяна Александрова, руководитель дирекции маркетинга ООО «Максидом», заместитель председателя ОСР Санкт-Петербурга; Алексей Блинов, генеральный директор АО «Медиа пресс»; Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России; Наталия Плошкина, главный специалист СПб ГКУ «Городской центр размещения рекламы и праздничного оформления»; Игорь Савви, директор Открытой ассоциации рекламных агентств и коммерческих коммуникаций Петербургского метрополитена; и Максим Сторчевой, председатель Ассоциации этики бизнеса.

Вот мнение Дмитрия Григорьева:

«На рекламном макете мы видим классический образ киноцефала, одетого в современную одежду. Образ киноцефала известен мировой культуре давно, в данном образе изображался египетский бог Анубис, христианский святой Христофор и т.д. С учётом зооморфической конструкции данного образа человеческое тело – у животного, а не наоборот, как считает гражданин, обратившийся в УФАС. Поэтому в данном сюжете с точки зрения семиотики собака стесняется своего тела, а не наоборот. Что, в общем-то, логично, поскольку в собачьем социуме такое тело могло бы вызвать негодование. Таким образом с учётом того, что данный образ является устоявшимся дисигнатом мифологического толка, не имеющего ничего общего с реальным homo, то он не должен восприниматься как образ, наносящий ущерб достоинству человека».

Игорь Савви подчеркнул, что признаков нарушений регулирующих содержание рекламных сообщений нормативов он не видит, а «заявитель жалуется на свои собственные умозаключения, не следующие необходимо из контента».

Наталия Плошкина добавила:

«При создании рекламных материалов необходимо всегда ориентироваться на то, что реклама – в соответствии с определением, данным в ФЗ «О рекламе», – есть информация, адресованная неопределённому кругу лиц».

Некоторые опасения по поводу рекламы телеканала «Ю» высказал Максим Сторчевой:

«Изображение человека с собачьей головой является спорным, потому что – как мы видим из факта данного обращения – некоторые люди действительно воспринимают это как оскорбление. Снимаю шляпу перед изящной интерпретацией Дмитрия Григорьева, но до тех, кого данная реклама задевает, эта интерпретация, увы, не дойдёт. Нам понятно, что это изящная шутка, но есть шутки, которые некоторые люди не понимают. К сожалению, я не видел выпусков программы «Я стесняюсь своего тела» и мне трудно сказать, как там относятся к людям с физическими недостатками. Судя по рекламе, из этого делают какое-то шоу. Но если эта программа действительно помогает почувствовать им себя более нормальными, тогда и рекламу канала следует оставить, пусть и в таком неоднозначном виде».

Таким образом в целом в рекламе программы «Я стесняюсь своего тела» на телеканале «Ю» эксперты не усмотрели признаков нарушения законодательства, регулирующего содержание рекламы, о чём и было сообщено в Санкт-Петербургское УФАС.

С  протоколом рассмотрения запроса и выводами экспертов можно ознакомиться здесь.

(Соб. инф.)