БРЕНДИНГ (Россия). Сотрудники компании Topface Media Гульназ Рахматуллина, Development Director, и Мария Васильева, Lead Marketing Manager, вместе с YouScan исследовали с помощью социальных сетей мнения потребителей об этичном потреблении – горячей теме последних лет. Работу опубликовал Thinkwithgoogle.com.

Наше издание много пишет о неэтичной и недобросовестной рекламе и значительно реже о теме этичного потребления и ещё реже – о недобросовестных потребителях. А, между тем, и этот вопрос представляет интерес для читателей «Рекламного совета»: об этом можно судить по тем откликам и проявленному вниманию, которые вызвала организованная саморегулируемой организацией «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» совместно с входящими в СРО компанией «Юнилевер» и Ассоциацией брендинговых компаний России онлайн-сессия на тему: «Стратегии саморегулирования (самоограничений) в рекламе и маркетинге: защита или нападение? Ревизия подходов в пост-пандемическом мире» (см. здесь).

Экологические вопросы тесно связаны с жизнью потребителей, и это отражается на маркетинговых стратегиях брендов. Сейчас в России высок интерес к ответственному потреблению, но с учётом масштабов страны и неоднородного уровня жизни до полной осознанности далеко.

По данным Ipsos, 43% россиян 18 – 65 лет готовы менять привычки для улучшения экологии. 40% жителей страны заявляют, что им нравится покупать товары социально ответственных компаний. На благотворительность регулярно жертвуют 20% населения.

Драйверы интереса

Одна из главных причин интереса к защите природы – возможность внести личный вклад в сохранение окружающей среды (65%). Почти такое же число людей потребляют экотовары ради пользы для здоровья – 62%. Для трети опрошенных (34%) такие покупки являются принципиальной жизненной позицией. Ещё один фактор – отсутствие веры в качество масс-маркета (33%).

Влияние кризиса на осознанное потребление

Упоминаемость этичного потребления в социальных сетях в начале года была такой:

  • 28 624 упоминания
  • 17 747 авторов (тех, кто оставил сообщение по теме)
  • 1 009 889 – вовлечение (сумма лайков, шеров и комментариев)

На графике упоминаний виден только один всплеск интереса – с 26 по 28 апреля. Он связан с распространением фотографий перформанса, в ходе которого активисты на примере человека показали страдания животных во время тестирования косметики.

Выходит, что пандемия не повлияла на популярность темы этичного потребления. И всё же кризис спровоцировал появление некоторых трендов.

С тенденцией на «зелёную» косметику набирает популярность уход в стиль skip-care или бьюти-минимализм. Появился спрос на экономичный и многофункциональный уход: средства, способные заменить несколько продуктов, и органические линейки из простых компонентов.

Пандемия заставила потребителей задуматься о последствиях их выбора и привычек. Приоритеты сместились в пользу средств личной гигиены и продуктов питания, меньшим спросом пользуются товары моды и красоты.

«Пандемия, вероятно, приведёт к более устойчивой и здоровой эре потребления в течение следующих 10 лет, заставляя потребителей больше думать о том, что они покупают»,

– отмечает Оливер Райт, управляющий директор представительства Accenture.

Тональность упоминаний темы

Среди всех сообщений, включающих статьи в СМИ и коммерческие посты, преобладают нейтральные упоминания.

В категории пользовательского контента WOM (Word of Mouth) выше доля как позитивной, так и негативной тональности.