ФАС И РЕКЛАМА В ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ. Несколько случаев нарушений закона о рекламе в работе радиостанций рассмотрели в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России и в территориальных управлениях по Владимирской и Кировской областях, а их коллеги из Челябинского УФАС пока изучают, есть ли признаки нарушения рекламного законодательства в радиорекламе (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

Напоминаем читателям «Рекламного совета», что материалы, рассказывающие о нарушениях законов о рекламе и защите конкуренции в различных сферах, выявленных регулятором, можно прочитать на нашем сайте в разделе «Контроль. РФ».

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ ФАС. Часть 6 статьи 20 закона о рекламе запрещает распространение звуковой рекламы в транспортных средствах. Однако в пригородном электропоезде Киевского направления, следовавшем по маршруту «Нара – Москва» 28 июня 2020 года, распространялась звуковая реклама радиостанции «Европа плюс». В ней сообщалось:

«…утреннее шоу на «Европе плюс». Мы также, как и вы, заботимся об окружающих. Носим маски и перчатки в общественных местах. <…> До встречи в эфире и хорошей дороги!»

Рекламодателю – ЗАО «Европа плюс» и рекламораспространителю – АО «Центральная ППК» ФАС России выдалы предписания о прекращении нарушения. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях будут вынесены постановления о наложении штрафов от 100 тысяч до 500 тысяч рублей каждой компании.

«Рассмотренное комиссией ведомства нарушение является довольно редким в практике антимонопольного органа. Запрет на распространение звуковой рекламы в транспортных средствах был введён не случайно – это связано и с обеспечением безопасности в транспорте, и с сохранением комфортной среды для пассажиров. И большинство рекламодателей и рекламораспространителей проявляют понимание требований закона. Тем не менее мы призываем всех участников рынка воздержаться от распространения такой рекламы»,

– сообщила начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина. 

***

Комиссия ФАС России признала действия АО «САК» нарушающими требования закона о рекламе к её громкости.

Комиссия службы установила, что в эфире радиоканала «Радио 7» громкость звука блока рекламы и логотипа радиоканала превысили уровень звука межрекламного фрагмента на 3,2 дБ и на 3,7 дБ при допустимых 1,5 дБ. Для проведения измерения соотношения среднего уровня громкости сотрудники ФАС России произвели запись эфира радиоканала «Радио 7» 9 июля 2020 года. Согласно методике измерений, утверждённой приказом ФАС России, значение громкости звука блока рекламы или анонсов не должно превышать значение громкости звука дорекламного либо пострекламного фрагмента более чем на 1,5 дБ.

«Таким образом компания «САК» как рекламораспространитель нарушила требования части 11 статьи 15 закона о рекламе. По факту нарушения ей выдано предписание о прекращении таких действий. Материалы разбирательства переданы для возбуждения дела об административном правонарушении»,

– сказала Татьяна Никитина.

ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Комиссия Владимирского УФАС рассмотрела дело по признакам нарушения законодательства о рекламе, возбуждённое в отношении ООО «Паритет-Л».

В ведомство поступило обращение управления Роскомнадзора по Владимирской области о продолжительности рекламы, транслируемой на радиоканале «Русское радио – Владимир» (ООО «Паритет-Л») с нарушением рекламного законодательства, а именно части 2 статьи 15: в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать 20% времени вещания в течение суток.

Комиссия Владимирского УФАС признала рекламу ненадлежащей. Выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Кировское УФАС признало ненадлежащей рекламу, распространявшуюся радиоканалом «Радио Кильмезь», поскольку распростанение осуществлялось с превышением времени трансляции рекламы от общего времени вещания радио в сутки (часть 2 статьи 15 ФЗ «О рекламе»). Предписание ООО «Кильмезская волна» не выдавалось в связи с добровольным устранением нарушения.

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. В Челябинское УФАС поступило заявление с жалобой на рекламу со слоганом «Любишь бюджеты – люби и откаты». Заявитель сообщает, что она транслируется в эфире радиостанции L-radio. Фраза является частью рекламы радио.

По мнению гражданина, реклама побуждает должностных лиц к совершению коррупционных преступлений, формирует негативный образ государственного служащего в сознании слушателей радио. Согласно пункту 1 части 4 статьи 5 закона о рекламе реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

Сейчас Челябинское УФАС изучает рекламу радио на наличие признаков нарушения рекламного законодательства. Также ведомство запросит мнение о правомерности данного рекламного сообщения у членов экспертного совета по рекламе при Челябинском УФАС, заседание которого намечено на ближайшее время. В течение месяца антимонопольная служба примет решение относительно возбуждения дела.

Алексей АНДРЕЕВ по материалам пресс-службы ФАС России и территориальных управлений