ФАС: ОТКРЫТОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ. В Москве состоялось первое в 2019 году заседание Общественного совета при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России.

В мероприятии участвовал и член совета председатель правления СРО «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (АМИ «РС») Сергей Пилатов.

Выступивший на заседании руководитель антимонопольного органа Игорь Артемьев рассказал об общественно значимых нормативно-правовых актах, разрабатываемых ведомством.

Законопроект о запрете создания унитарных предприятий на конкурентных рынках, подготовленный ФАС России, прошёл первое чтение и готовится к следующему этапу рассмотрения в Государственной Думе. Подготовлены пятый антимонопольный пакет «цифровая экономика», поправки о признании закона о естественных монополиях утратившим силу, поправки, предусматривающие внедрение антимонопольного комплаенса, законопроект о принудительном лицензировании. Все они находятся на рассмотрении в правительстве Российской Федерации.

«У нас есть четыре кита: антимонопольное регулирование, регулирование в сфере гособоронзаказа, госзакупок и закупок госкомпаний, тарифное регулирование. Все законопроекты, затрагивающие эти сферы, прошли общественное и профессиональное обсуждение, по ним сняты многие разногласия. Наша стратегия деятельности прописана в этих документах – мы пытаемся создать конкурентную среду и защитить потребителя. Если все эти законодательные акты будут приняты, а у меня есть уверенность, что они будут приняты, начнётся новая эпоха»,

– подчеркнул глава ФАС России.  

Оживлённую дискуссию на заседании Общественного совета вызвало обсуждение ведомственного плана по реализации Концепции открытости антимонопольного органа. С докладом выступил начальник правового управления ФАС России Артём Молчанов.

«Концепция открытости – это своего рода дорожная карта мероприятий, направленных на повышение информированности общества о деятельности ФАС России, проведение широкого диалога с экспертными сообществами по разрабатываемым законопроектам и правоприменительной практике»,

– уточнил Артём Молчанов.

Действительно, ежегодно ФАС России улучшает свои показатели по упоминаемости в СМИ. По итогам 2018 года ведомство опубликовало свыше 1 700 релизов, провело более 50 пресс-конференций, дало ответы на 5 тысяч запросов журналистов, выпустило свыше 50 аудиоподкастов и 700 видеоматериалов. Спикеры ФАС России приняли участие в 795 публичных мероприятиях. Была проведена активная разъяснительная и консультативная работа: издано 16 разъяснений президиума ФАС, подготовлены обзоры практики коллегиальных органов ФАС России, ежемесячные видеообзоры практики применения законодательства и судебной практики.

«Публичные обсуждения правоприменительной практики ФАС России проводятся ежеквартально: дважды в очном формате, дважды в формате видеоконференции с трансляцией в социальных сетях. Заблаговременно к участию в обсуждениях приглашаются не менее 200 представителей бизнеса, научного сообщества и органов власти. Причём доклады на таких встречах занимают до 30% общего времени, главное внимание диалогу – ответам на вопросы участников мероприятий»,

– подчеркнул начальник правового управления ФАС России.

При этом члены Общественного совета подчёркивали необходимость более творческого и неформального подхода к реализации политики открытости, в частности, с учётом целевых аудиторий, на которые рассчитаны обращения ФАС, по возможности выходить на «провоцирование» дискуссий, в том числе в социальных сетях, «перевести» основные концептуальные материалы по антимонопольной политике на доступный для широких кругов граждан язык. Так, например, общественные слушания в ряде регионов проходят настолько формально, что лучше бы и не проходили… Все присутствовавшие на заседании согласились, что необходимо искать новые формы и подходы в работе.

Заметим, что и наше сетевое издание «Рекламный совет» вносит свой вклад в реализацию плана открытости антимонопольного ведомства. Под рубрикой «ФАС: открытость и доступность» мы публикуем материалы, рассказывающие о взаимодействии руководителей и сотрудников центрального аппарата,  территориальных управлений с представителями разных ветвей власти, с журналистами, о регулярных приёмах граждан, реализации проектов в области подготовки кадров, о тех делах, которыми занимаются антимонопольщики, в том числе и имеющими широкий резонанс (см., в частности, разделы «ФАС РФ» и «Контроль. РФ»). Пристальное внимание наше издание уделяет и работе экспертных советов по применению рекламного законодательства, действующих при УФАСах (см. здесь).

Сергей Пилатов, являясь членом рабочей группы по реализации плана открытости при Общественном совете при ФАС России, сообщил на заседании о том, что АМИ «РС» в настоящее время проводит мониторинг деятельности экспертных советов по рекламе при территориальных управлениях и в целом практики работы УФАСов по правоприменению рекламного законодательства. Анализируя это направление работы УФАСов, можно оценить и их деятельность по открытости управлений и, в частности, по профессионализму работы пресс-служб. Как отметил Сергей Пилатов, высоко оценивая деятельность пресс-службы ФАС России в социальных сетях, её организационный потенциал и профессионализм, хотелось бы большей координации деятельности пресс-служб на местах. В этой связи предлагается совместно с пресс-службой ФАС России обеспечить более широкое распространение среди сотрудников территориальных органов информации сетевого издания «Рекламный совет» и, в частности, ежемесячных обзоров опубликованных на сайте материалов. В свою очередь, «Рекламный совет» готов взять на себя определённые функции по распространению лучших практик деятельности УФАСов, причём не только в части контроля рекламного законодательства.

Начальник контрольно-финансового управления ФАС России Владимир Мишеловин рассказал о ходе создания общественных советов при территориальных органах ФАС России.

«В феврале этого года в субъектах стартовала работа по реформированию региональных общественных советов. В конкурсные комиссии, отбирающие членов общественных советов при территориальных органах ФАС России, входят представители региональной общественной палаты и УФАС. Также в них могут быть включены представители Общественной палаты Российской Федерации и центрального аппарата ФАС России. Приволжский и Центральный федеральные округа ведут работу в соответствии с графиком, согласованным с Общественной палатой Российской Федерации. Например, во Владимирской области недавно был реформирован обновлённый общественный совет при УФАС, а в Республике Башкортостан в ближайшее время состоится первое заседание обновлённого совета»,

– сообщил он.

Действительно, деятельность общественных советов при УФАСах – очень важный элемент взаимодействия государственного регулятора с общественностью. Как мы знаем, в Санкт-Петербурге сопредседателем Общественно-консультативного совета при местном УФАСе является Георгий Абелев, возглавляющий также региональный Общественный совет по рекламе.

«Нам бы очень хотелось, чтобы мнение индустрии маркетинговых коммуникаций было отражено более активно в деятельности территориальных УФАСов, в том числе и через включение их авторитетных представителей в состав общественных советов»,

– подчеркнул председатель правления АМИ «РС».

(Соб. инф. по сообщению пресс-службы ФАС России)