АМИ «РС»: РЕКЛАМНАЯ ПРАКТИКА (Россия). Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Свердловской области известило саморегулируемую организацию «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС») о том, что оно отказало заявителю (физическому лицу) в возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства по факту распространения рекламы концерта «Хор Турецкого», содержащей фразу «Самые поющие мужчины нашей страны». Ранее комитет по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга СРО «АМИ «РС» проанализировал данный видеоролик по просьбе свердловских антимонопольщиков и большинством голосов не выявил нарушений положений ФЗ «О рекламе».

Реклама концерта «Хора Турецкого» со словами «Самые поющие мужчины нашей страны» транслировалась на телеканале «Мир». Один из телезрителей посчитал, что ролик имеет признаки нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», так как в нём утверждается о преимуществах рекламируемого «товара» перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а объективное подтверждение того, что артисты хора – это «самые поющие мужчины нашей страны», отсутствует. Соответствующая жалоба поступила в Свердловское УФАС, а оттуда она была направлена на экспертизу в СРО «АМИ «РС».

Рекламный ролик посмотрели и оценили 13 экспертов комитета по жалобам. Большинство из них (11 человек) не нашли в рекламе нарушений пункта 1 части 3 статьи 5 закона о рекламе, а 10 специалистов – и нарушений других положений данного закона. Мотивы были следующими.

Характеристика «поющий» определяет субъекта по его действию – это тот, кто поёт. Определение «самый» относится не к качеству пения, а к поющему субъекту. В соответствии с законодательством субъект не может быть товаром и объектом рекламирования вообще (пункт 2 статьи 3 закона о рекламе). То есть пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», признающий недостоверной рекламу, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара, в рассматриваемом случае неприменим.

С другой стороны, утверждение «самые поющие мужчины» может быть формально признано нарушающим данную норму закона, но для этого необходимо сформулировать критерии измерения свойства «быть поющим», что само по себе может вызвать разногласия, а также технические трудности в сопоставлении данного хора с остальными. Однако даже формальное нарушение закона, по сути, не наносит никакого ущерба честной конкуренции, так как на рынке нет острой конкуренции между мужскими хорами, в которой можно получить преимущество путём такого необоснованного утверждения (если оно необоснованно).

Выражение «самые поющие мужчины» не имеет никакого фактологического смысла, поэтому невозможно представить и обосновать логически, какие преимущества даёт подобная аттестация коллектива. При этом подобное выражение имеет исключительно образное значение, его невозможно подтвердить или опровергнуть.

Один из экспертов, высказавший особое мнение, посчитал, что здесь есть основания для возбуждения дела по признакам нарушения статей 14.2 и 14.3 ФЗ «О защите конкуренции» (не допускается недобросовестная конкуренция путём введения в заблуждение и не допускается недобросовестная конкуренция путём некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром). В рекламном видеоролике он, как и заявитель в Свердловское УФАС, увидел признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 (недостоверная реклама), а также пунктов 1 и 4 части 2 статьи 5 (недобросовестная реклама), части 7 статьи 5 (не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре). Эти нарушения и могут служить основанием для возбуждения дела о нарушении закона о защите конкуренции. Но, как мы пояснили выше, эксперт с особым мнением при голосовании остался в меньшинстве.

***

Напоминаем, что публикации о запросах, уже рассмотренных СРО «АМИ «РС» ранее, можно найти здесь, а протоколы и информацию об экспертах – на сайте ассоциации здесь

(Соб. инф.)