ЦАРА (Казахстан). В Алматы проходит региональный рекламный форум RAF-2021, организованный Центрально-Азиатской рекламной ассоциацией (ЦАРА).

В этом году RAF-2021 посвящён теме трансформации рекламной медиаиндустрии, которая коснётся всех её игроков, поскольку мир меняется, а с ним меняется и потребление, бизнес-модели и подходы к маркетинговым и рекламным коммуникациям.

Форум открыл  председатель совета ЦАРА Дмитрий Маров:

«Я приветствую всех участников II регионального рекламного форума и первого в новых постковидных и ковидных условиях. Действительно, трансформация медиапространства вокруг нас ускорилась, а материалов и новостей стало так много, что в один день наши дискуссии не вместились и в этом году мы проводим форум в течение двух дней».

Первая панель была посвящена теме «Потребительское поведение в РК: изменения и тренды». Открыл её эксперт по финансово-экономическим вопросам Расул Рысмамбетов. Он дал экономическое обозрение ситуации в Казахстане и странах Центральной Азии, отметив, что «ситуация в экономике комичная, но для телерекламы был год хороший». Эксперт предупредил, что 2022 год будет сложным в экономическом плане, ожидается повышенная инфляция, продуктовая корзина будет упрощаться, произойдёт снижение уровня реальных доходов населения.

Мадина Сейсенгалиева, коммерческий директор NielsenIQ Kazakhstan, посвятила своё выступление тому, как изменился потребительский рынок: тoп-категории, retail. Она также признала, что люди вынуждены менять свою потребительскую корзину, 81% покупателей перешёл в режим экономии, 52% покупают только самое необходимое. Отметила, что большинство каналов fmcg растет только за счёт увеличения цены, исключение составляет лишь категория «напитки».

Александр Рузанов, основатель и президент BRIF Research Group, подробно осветил тему «Потребительские инсайты: временные и долгосрочные изменения». Он особо отметил, что исследования должны стать постоянной функцией бизнеса и в наше не простое время всем нужна эмпатия.

Татьяна Старцева, генеральный директор KANTAR (TNS Central Asia), рассказала про последние изменения и тренды в медиа-потреблении. Она отметила, что около 60% людей смотрят ТВ ежедневно, 28% смотрят видео в диджитале. Охват сегмента «Радио» составляет 21%, включая онлайн и офлайн. Люди, которые слушают радио, посвящают этому около 2 часов, а самые печальные новости у прессы, чей сегмент неуклонно падает. Читают прессу, в среднем, один час, основная аудитория – старшее поколение. Зато потребление интернета составляет 80% и на него тратится ежедневно 4 часа.

О новом виде исследований рассказала Кристина Обогрелова, генеральный директор Gradus Research Company. Опрос идёт через мобильные устройства и его результат можно получить уже через 48 часов. Сейчас у Gradus в Казахстане около 2 000 респондентов в шести городах. Аудитория будет расширяться и количественно, и географически.

Модератором панели выступил Ильмурад Джумаев, генеральный директор VI Kazakhstan.

Участниками другой дискуссионной панели, «Как поменялся и будет меняться бизнес и маркетинг», стали руководитель отдела маркетинга и коммуникаций АО «Кселл» Улжалгас Чымырбаева, управляющий директор по маркетингу и клиентскому сервису Магнум Мария Мун, руководитель по маркетинговым коммуникациям «Леруа Мерлен Казахстан» Ирина Правдина и руководитель отдела по связям с общественностью и маркетинга «Lamoda в Казахстане» Камила Ален. Модерировал дискуссию Ильмурад Джумаев.

По словам руководителя Камилы Ален, особенно успешным 2020 год выдался для fashion-индустрии. В период пандемии прирост покупателей увеличился значительно, а развитие онлайн-шоппинга наблюдался во всех городах Казахстана.

Что касается инструментов в маркетинге, то крупная сеть магазинов «Магнум» использует перфоманс-инструменты. Об этом рассказала Мария Мун. В этом году компания впервые запустила имиджевую рекламу.

Имиджевая реклама появилась и у национального казахстанского оператора по предоставлению цифровых телекоммуникационных услуг – Kcell. Как сообщила Улжалгас Чымырбаева, оператор пересмотрел всю цветовую палитру и прекратил использование стандартных тонов. Сегодня Kcell работает над запуском новых продуктов и переходит в новые форматы.

Трансформация не обошла стороной и международную компанию-ритейлер «Леруа Мерлен». По словам Ирины Правдиной, теперь компания позиционирует себя в качестве платформы по благоустройству дома.

С просьбой к рекламным агентствам обратилась директор по маркетингу и PR «Халык банка» Зарина Акишева. Она обратила внимание на уровень компетенции некоторых агентств:

«Нам бы хотелось, чтобы пришло агентство и сказало – мы проанализировали ваши продукты и мы можем предложить вам заработать больше».

После дискуссионной панели свои доклады на тему: «Новое и необходимое в маркетинговых и рекламных стратегиях» зачитали CMO B2E products Sber (Россия) Александр Базилевич, Director of strategy (Carat Ukraine) Марианна Рудык, Head of Knowledge&Growth Intelligence, Mediacom Наталья Балута и OMD MarTech (Россия) Роман Кобозев. Модерировал панель управляющий партнёр IM Service Казахстан Валерий Маштаков.

(По сообщению Tribune.kz)