АМИ «РС»: РЕКЛАМНАЯ ПРАКТИКА (Россия). Эксперты комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС») большинством голосов признали интернет-рекламу с сексуальным подтекстом агентства из Курска нарушающей требования рекламного законодательства.

Речь идёт о рекламном агентстве «Smm агентство Курск», разместившем в социальной сети «ВКонтакте» информацию о предоставляемых услугах с текстом следующего содержания:

«Разработка стратегий, создание контента, коммуникация с клиентами. ДОРОГО! КАЧЕСТВЕННО! КРЕАТИВНО! Сайт: smmdevelop.com. Делаю глубокий таргет для вашего проекта».

На эту рекламу в управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Курской области пожаловалась одна из местных общественных организаций. Недовольство вызвала фраза «Делаю глубокий таргет для вашего проекта». Заявитель посчитал, что в ней присутствуют непристойные и/или оскорбительные сравнения и выражения, а значит, она неэтична, нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Курские антимонопольщики обратились в СРО «АМИ «РС» с просьбой оценить интернет-рекламу агентства на её соответствие законодательству, нормам Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций и Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты.

У 13 экспертов комитета по жалобам СРО реклама вызвала неоднозначную реакцию. Тем не менее, большинством голосов (восемь против пяти) они посчитали, что в рекламе содержатся оскорбительные и/или непристойные образы, сравнения и/или выражения, она нарушает требования закона о рекламе. Что касается норм обоих кодексов, то здесь увидели нарушения девять экспертов.

Сначала о мотивации большинства членов комитета по жалобам. По их мнению, реклама с учётом совокупности текста и визуального образа девушки, никак не связанной с объектом рекламы, представляет собой типичную сексуальную объективизацию женщины, что является неэтичным в силу недопустимости позиционирования человека в качестве объекта рекламы. Соответственно, реклама нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Теперь об использованной в рекламе фразе. В ней, как считают эксперты, содержится явно читаемый намёк на порнографическую информацию с использованием английского слова «target» (в переводе на русский – цель, задание, назначение, задача). Даже если оставить в стороне откровенный намёк сексуального характера, необходимо помнить, что согласно пункту 10 части 1 статьи 3 ФЗ «О государственном языке в Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе. В части 2 статьи 3 этого закона указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно присутствует их перевод на русский. При этом он должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.

Кроме того, использование и особое выделение фразы «глубокий таргет» в сочетании с бананом намеренно использовался рекламодателем для привлечения внимания к рекламе с использованием сексуального подтекста и ассоциаций, при этом ни банан, ни слово «глубокий» не имеют какого-либо отношения к рекламируемой услуге.

Меньшая часть экспертов выразила мнение, что в представленном макете рекламного сообщения нет бранных слов, непристойных/оскорбительных образов, непристойных  или оскорбительных сравнений в отношении пола, расы и пр. Да, реклама эксплуатирует сексуальную тематику, но это не является нарушением. Тем более, что сама по себе идея выражена умеренно, хотя исполнение, возможно, просто пошлое, с намёком на контекст, но формальных признаков нарушения пункта 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» нет.

Тем не менее, конечное решение, вынесенное экспертами СРО «АМИ «РС», базируется на мнении большинства, увидевшего в интернет-рекламе курского агентства нарушения рекламного законодательства. Курскому УФАС рекомендовано проинформировать рекламодателя о принятом решении саморегулируемой организации с целью прекращения распространения данной рекламы.

***

Напоминаем, что публикации о запросах, уже рассмотренных СРО «АМИ «РС» ранее, можно найти здесь, а протоколы и информацию об экспертах – на сайте ассоциации здесь

(Соб. инф.)