ФАС: БОРЬБА СО СПАМОМ. Абоненты в разных точках страны продолжают получать без своего согласия рекламные смс-сообщения, спам по электронной почте, телефонные звонки с предложением товаров и услуг. Всё это является нарушением рекламного законодательства, а именно части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»), а значит, становится предметом разбирательства территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России. Отметим, что в подобной рекламе встречаются и нарушения других статей закона (предыдущий материал на аналогичную тему см. здесь ).

Справка

Часть 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» гласит: распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признаётся распространённой без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Кировское УФАС наложило штраф на ПАО «Вымпелком» в размере 100 тысяч рублей в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ за установленный факт нарушения части 7 статьи 28 ФЗ «О рекламе» по факту распространения на номер мобильного телефона смс-сообщения с рекламой долевого строительства следующего содержания:

«Новостройка в Москве от 2,8 млн. руб.! Сдача в 2018 <…>»

без указания информации о застройщике дома и сведений о месте размещения проектной декларации для долевого строительства многофункционального гостиничного комплекса.

Также Кировское УФАС оштрафовало АО «МегаЛабс» на 100 тысяч рублей и должностное лицо общества на 4 тысячи рублей в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ за нарушение требований части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» по факту распространения на номер мобильного телефона смс-сообщений без предварительного согласия абонента на их получение.

ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ. Сразу несколько дел возбуждены Оренбургским УФАС по признакам нарушения части 1 статьи 18 закона о рекламе.

Интернет-сервисы washzaim.ru/b, topzaimo.ru/b и ttzaimi.ru/b рекламировали финансовые займы. Заявители указали, что не давали своего предварительного согласия на получение рекламы, которая распространялась при помощи смс-рассылки. В данном случае ответственность несет рекламораспространитель – интернет-сервисы.

Ещё один заявитель сообщил, что получил смс-сообщение рекламного характера с предложением обменять видеодомофон на новый со скидкой, а также купить камеру по специальной цене, не давая предварительного согласия на получение рекламы. В отношении ООО «Северо-Западная компания «Инфосвязь» возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе.

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ. Карельское УФАС привлекло к административной ответственности рекламораспространителя – ООО «ДжЮ груп» – по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей. Основанием для этого послужило решение комиссии управления, которым реклама общества была признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе». Дело было возбуждено по жалобе физического лица на распространение рекламы посредствам смс-сообщения на его телефонный номер без предварительного согласия абонента.

ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ. Комиссия Томского УФАС признала ненадлежащей рекламу ООО «Профремонт».

В антимонопольный орган обратился гражданин, который указал на неоднократное поступление на его номер телефона звонков от компании «Профремонт» с предложением провести бесплатную профилактику пластиковых окон. При этом заявитель предварительного согласия на получение звонков рекламного характера от общества не давал. Представитель «Профремонта» подтвердил, что предварительного согласия заявителя компания не получала, а его номер был набран… по ошибке менеджера.

Комиссия управления признала рекламу ненадлежащей. Поскольку общество не представило подтверждения удаления номера телефона заявителя из базы номеров «Профремонта», компании также было выдано обязательное к исполнению предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Ещё одно дело по признакам нарушения части 1 статьи 18 закона о рекламе Томское УФАС возбудило в связи с распространением рекламы карты «Халва».

Обратившийся в управление гражданин пожаловался на поступивший на его номер мобильного телефона звонок с предложением приобрести карту «Халва». Согласно сведениям официального сайта ПАО «Совкомбанк» карта «Халва» является продуктом этого банка. Однако предложение о приобретении карты поступило в адрес заявителя от лица, представившегося как «центр финансового планирования». При этом представитель центра отказался назвать полное наименование организации, осуществляющей звонок. Комиссия Томского УФАС приступит к выяснению всех обстоятельств дела 9 ноября.

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Комиссия Ульяновского УФАС рассмотрела дело о распространении рекламных сообщений посредством электронной связи без предварительного согласия абонента электронного почтового ящика. Оно было возбуждено по заявлению физического лица, которое сообщило, что 12, 16 и 17 июля текущего года на электронную почту без его согласия поступили рекламные сообщения, предлагающие фискальные накопители и регистраторы, ПИН-падамы и СМАРТ-терминалы по выгодной цене.

В ходе рассмотрения дела специалисты антимонопольного органа установили, что данная рекламная рассылка поступила на электронную почту заявителя без его предварительного согласия. Комиссия управления признала рекламу ненадлежащей и нарушающей требования части 1 статьи 18 закона о рекламе. Рекламораспространителю выдано предписание об устранении нарушения. Материалы  будут переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Алексей АНДРЕЕВ по материалам территориальных УФАС России