КАЗАХСТАН. В стране предлагается регулировать рекламу в интернете. Участники рынка считают, что отсутствие таких законов создаёт неравную конкуренцию между местными и зарубежными игроками

По данным Центрально-Азиатской рекламной ассоциации, объём рынка рекламы в Казахстане в 2018 году достиг 50 млрд тенге (по сегодняшнему курсу 1 тенге равен 0,17 российского рубля. – Прим. ред.) При этом доля интернет-рекламы составила 16%, или 8 млрд тенге. За пять лет и процентная, и денежная части диджитала выросли более чем в два раза (7% и 3,3 млрд тенге в 2014 году). Развитие интернет-рекламы продолжает набирать обороты, это один из основных трендов казахстанского рекламного рынка, но этот быстрорастущий сегмент рынка рекламы, включающий и соцсети, законодательно практически не регулируется.

Каких-то жёстких ограничений для рекламы в соцсетях действительно нет, утверждает менеджер по социальным сетям Dentsu Aegis Network Kazakhstan Майра Аскарбекова. Стандарты размещения рекламы касаются в первую очередь правил, связанных с нарушением авторских прав, публикации ложной информации, клеветы и негатива, рекламы спиртных напитков, а также распространения контента сексуального характера.

«В соцсетях нельзя пуб­ликовать информацию, которая противоречит закону о рекламе»,

– поясняет она.

Генеральный директор Vi Digital Казахстан Виталий Савков подчёркивает, что даже термина «социальные сети» в законе о рекламе нет, следовательно, ограничивающих норм для этого сегмента рекламы не существует. Понятие «интернет» встречается только пару раз – в запрете рекламы интернет-казино и исключении интернет-ресурсов. Виталий Савков добавляет, что рекламой в соцсетях многие по-прежнему считают классический SMM.

При подходе «всё, что не запрещено, разрешено» можно встретить интернет-рекламу, вызывающую неоднозначные эмоции у пользователей.

«Те случаи, которые не соответствуют моральным устоям нашей страны, всё же накладывают неприятный отпечаток на индустрию. Выражается это в падении доверия к интернету как медиа. Проблема, полагаю, как раз в саморегулировании рекламного контента. Эту роль берут на себя сами платформы, размещающие такую рекламу. Регуляторы, возможно, и реагируют на такие проявления, но сам факт, что эти случаи повторяются, формирует впечатление, что соцсетям дозволено намного больше, чем местным интернет-изданиям»,

– говорит Виталий Савков.

Участники рекламного рынка предлагают сформировать единые правила для всех игроков. Отсутствие регулирования в интернет-рекламе создаёт большой отток локальных средств на сервисы с «зарубежным» гражданством, которые не платят налоги в Казахстане.

«Наши местные ресурсы находятся в неравных конкурентных условиях с зарубежными игроками, которым всё дозволено и им ничего за это не бывает»,

– констатирует представитель рынка, отдельно акцентируя внимание на том моменте, что предпочтение зарубежным компаниям отдаётся даже в государственных тендерах.

«Доминирующая доля рекламы в социальных сетях принадлежит другому сегменту рекламодателей, нежели в классических медиа и форматах. Если копнуть глубже и оценить основную массу рекламодателей, то большинство составит сегмент малого и среднего бизнеса, и это вполне логично, так как реклама в соцсетях имеет низкий порог входа и определённые удобства в работе. Говорить о смещении остальных рекламных медиа в пользу соцсетей всё же рановато, но динамика быстрорастущая, и если сегодня не предпринять меры по регулированию рек­ламного контента, завтра уже может быть поздно»,

– заключает Виталий Савков.

(По сообщению Kursiv.kz)