АМИ «РС»: РЕКЛАМНАЯ ПРАКТИКА (Россия). Комитет по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов и общественных объединений саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС»), можно сказать, вышел на «международный» уровень: его эксперты рассмотрели спорную рекламу с самим президентом США Дональдом Трампом!

Рекламная конструкция в виде фигуры Трампа, делающего одобряющий жест рукой, с подносом с едой при входе в ресторан Lucky Star в одном из торговых центров Сыктывкара вызвала недоумение у отдельных горожан, которые обратились с жалобой на уместность подобной рекламы в управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Республике Коми.

Антимонопольщики, в свою очередь, в соответствии с действующим соглашением с СРО «АМИ «РС» попросили экспертов комитета по рассмотрению жалоб ассоциации, а также председателя правового комитета СРО Дмитрия Григорьева оценить спорную рекламу на её соответствие требованиям законодательства РФ о рекламе, нормам, изложенным в Кодексе рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты (МТП).

Прежде всего эксперты единодушно признали данную конструкцию рекламой. Далее, большинство из них (83,3%) посчитало, что она содержит сведения об одобрении объекта рекламирования физическим лицом. На вопрос же «Содержатся ли в данной рекламе оскорбительные и/или непристойные образы, сравнения и/или выражения, в том числе, в отношении профессии?» последовало единогласное «нет». Ну и подавляющим большинством голосов (91,7%) реклама была признана нарушающей требования закона о рекламе и нормы Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций МТП, о чём и было уведомлено Коми УФАС.

Общее экспертное мнение по поводу того, что представленная на рассмотрение конструкция из Сыктывкара является рекламой, хорошо выразил один из экспертов СРО «АМИ «РС» Андрей Дорский. Андрей Юрьевич – исключительно квалифицированный человек в сфере рекламы, он доктор философских наук, профессор кафедры рекламы и и.о. заведующего кафедрой менеджмента массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, научный руководитель ряда программ аспирантуры, автор более 100 научных и учебно-методических публикаций по теме маркетинговых коммуникаций. Вот его заключение:

«Спорный материал является рекламой, так как 1) содержит информацию (логотип компании, визуальная информация о продуктах компании и др.), 2) адресован неопределённому кругу лиц (всем посетителям ТРЦ, которых невозможно установить до получения информации), 3) направлен на привлечение внимания (крупные изображения логотипа и продуктов) и 4) формирование интереса (одобряющий жест известного лица) 5) к объекту рекламирования (изготовитель/продавец товара) и 6) его продвижение на рынке (указанное в материале лицо продаёт свои продукты посетителям ТРЦ)».

А вот какие нарушения ФЗ «О рекламе» выявили эксперты:

– пункта 10 части 3 статьи 5: недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

– пункта 2 части 5 статьи 5: в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

– части 11 статьи 5: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации. В данном случае нарушены требования статьи 152.1 Гражданского кодекса (ГК) РФ (маловероятно, что у рекламодателя имеется согласие Дональда Трампа на использование его образа), статьи 1265 ГК РФ (отсутствует имя автора фотографии), подпунктов 1 и 3 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ (маловероятно, что у рекламодателя есть договор о праве на использование фотографии этими способами).

Кроме того эксперты посчитали, что в рекламе нарушена статья 10 Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций о том, что «маркетинговая коммуникация не должна изображать или имитировать каких-либо людей или ссылаться на них каким угодно образом, если не получено разрешение».

Прозвучало и особое мнение. Оно состояло в том, что образ Дональда Трампа с поднятым вверх большим пальцем в сегодняшних реалиях стал мемом, то есть культурной единицей, обозначающей одобрение, но это одобрение как мем или поговорка имеет абстрактный смысл, хотя на нём и изображено реальное физическое лицо. Поэтому такой мем нельзя считать реальным одобрением Дональдом Трампом данного предприятия общественного питания.

Напомним читателям «Рекламного совета», что материалы о запросах, уже рассмотренных СРО «АМИ «РС» ранее, можно найти здесь, протоколы –  здесь, а состав экспертов – здесь

(Соб. инф.)