АМИ «РС»: РЕКЛАМНАЯ ПРАКТИКА (Россия). На сайт саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС») Sovetreklama.ru поступила жалоба от петербурженки: она посчитала противоречащей закону рекламную вывеску в оконном проёме одного из кафе со словами «Кофе мой наркотик». Действительно ли здесь есть пропаганда наркотиков? В этом разбирались 12 экспертов комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга СРО «АМИ «РС». 

Вывеска была замечена на Разъезжей улице в Санкт-Петербурге, где помещается кафе с говорящим названием Doza:

10 членов комитета по жалобам из 12 решили, что данная реклама не побуждает к совершению противоправных действий (употреблению наркотиков) и не создаёт впечатления, что кофе – наркотическое средство. Соответственно, в такой же пропорции был сделан вывод, что рекламная вывеска не нарушает рекламное законодательство и нормы Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций и Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты. 

Объяснение следующее. Кофе не является наркотиком ни в смысле, придаваемом этому понятию Всемирной организацией здравоохранения, ни в смысле, придаваемом ему российским законодательством (он не входит в перечень наркотических средств, утверждённый постановлением правительства РФ от 30.06.1998 №681). Эксперты подчёркивают: употребление кофе законодательно не ограничено, а используемое словосочетание возможно трактовать как тягу к постоянному употреблению кофе по аналогии с наркотиками. Кроме того, само слово «наркотик» не относится к запрещённым. В какой-то степени использованная в рекламной вывеске фраза может считаться устоявшейся и направленной исключительно на яркое выделение качеств товара для подчёркивания того, что кофе настолько хорош, что хочется пить его снова и снова. Ну и наконец слово «доза» ассоциируется не только с наркотиками, но и с кофе тоже: принять дозу кофеина – расхожий штамп.

А вот по мнению оставшихся в меньшинстве экспертов в данной рекламе присутствует риск того, что она поспособствует/наведёт на мысль о приёме наркотических средств (что законодательно запрещено), особенно применительно к людям зависимым, проходящим лечение от наркозависимости. То есть для людей с нестабильной психикой подобная реклама может послужить неким триггером противоправного поведения. Одновременно в отношении несовершеннолетних граждан также возникает явный риск пробудить интерес к наркотикам. Поэтому предложено рекомендовать рекламодателю воздержаться от использования подобной рекламы.

В итоге гражданке, подавшей жалобу, поступил ответ, в котором говорится, что большинством голосов членов комитета по жалобам СРО «АМИ «РС» нарушений положений ФЗ «О рекламе», обоих кодексов не выявлено. В то же время рекламодателю направлено экспертное решение с особым мнением экспертов, предлагающих быть более осторожным при использовании в рекламе таких слов, как «наркотик».

***

Напоминаем читателям «Рекламного совета», что публикации о запросах, уже рассмотренных СРО «АМИ «РС» ранее, можно найти здесь, а протоколы и информацию об экспертах – на сайте ассоциации здесь

(Соб. инф.)

Вниманию потребителей рекламы!

Комитет по рассмотрению жалоб и обращений при первой в России саморегулируемой организации в области рекламы Ассоциации «Рекламный совет» действует с мая 2019 года. Для того, чтобы высказать свою претензию на недобросовестную рекламу, можно воспользоваться специальным доменом «реклама-жалоба.рф», с которого вы попадаете на страницу сайта СРО «АМИ «РС», где необходимо заполнить форму обращения с претензией. Также можно послать письмо с претензией на рекламу по адресу: Россия, Санкт-Петербург, 199226, а/я 38.