АМИ «РС»: РЕКЛАМНАЯ ПРАКТИКА (Россия). Замена образов людей на колбасные изделия в рекламе с символом Вечного огня не приводит к нарушению рекламного законодательства, да и вообще данную информацию, размещённую на странице компании-производителя мясной продукции в социальной сети, нельзя относить к рекламе – констатировало большинство из 14 экспертов комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС»), оценивавших жалобу потребителя, поступившую в СРО.

На официальном аккаунте в «Инстаграме» мясоперерабатывающий завод «Мясницкий ряд» (Московская область) разместил серию рекламных постов с изображением, стилизованным в виде комикса, на котором на фоне Вечного огня, георгиевской ленточки три батона колбасы ведут диалог с фразами:

«Папа, а почему огонь не гаснет никогда?», «Сынок, это Вечный огонь – символ памяти погибшим на войне. Сегодня великий праздник, он очень многое значит для каждого»; «Война принесла много жертв. Мы обязаны помнить о вкладе каждого»; «Никто не забыт, ничто не забыто!»:

Через сайт «реклама-жалоба.РФ» в СРО «АМИ «РС» поступила прямая жалоба потребителя по поводу размещения данной рекламы. Заявитель полагает, что реклама является неэтичной, оскорбляющей символ памяти павших – Вечный огонь. Он попросил СРО разобраться и посодействовать прекращению распространения рекламы компании«Мясницкий ряд».

Мнения членов комитета по жалобам разделились. Большая часть (11 специалистов) не увидела в рекламе нарушений требований ФЗ «О рекламе», 10 экспертов не нашли здесь и нарушений норм Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций, Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты. Более того, прозвучали мнения, что данная информация, размещённая на официальном аккаунте в «Инстаграме» завода «Мясницкий ряд», вообще не является рекламой. Таковой она может стать только при соблюдении определённого условия – привлечения внимания к конкретному товару, выделения его из ряда однородных товаров. В данном случае никакой товар компании «Мясницкий ряд» специально не выделен, соответственно, спорный материал рекламой не является и нарушения закона о рекламе нет.

Те же эксперты, кто оценивал посты в «Инстаграме» как рекламные, высказались так. В рекламе отсутствуют признаки нарушения ФЗ «О рекламе», образы и сюжеты, выражающие явное неуважение к памяти о Великой Отечественной войне. Напротив, подчеркнули члены комитета по жалобам СРО, выражается мысль о необходимости чтить память павших. Ну а замена образов людей на колбасные изделия, «говорящие» правильные слова, с соответствующими символами преследует цель привлечения внимания и продвижения продукции компании, но за этические рамки не выходит.

Тем не менее, среди экспертов Ассоциации «Рекламный Совет» нашлись и те, кто увидел в данном случае нарушение требований части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», посчитав рекламу неэтичной и оскорбительной. В частности, один из специалистов отметил, что общая композиция с образами колбасных продуктов и Вечного огня может вызвать ассоциации с хулиганскими действиями, когда люди жарят сосиски на Вечном огне, выражая неуважение к символу памяти…

В итоге заявителю был направлен ответ с вердиктом большинства экспертов СРО «АМИ «РС», а рекламодателю – экспертное решение с особым мнением.

***

Напоминаем, что публикации о запросах, уже рассмотренных СРО «АМИ «РС» ранее, можно найти здесь, а протоколы и информацию об экспертах – на сайте ассоциации здесь

(Соб. инф.)