САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕКЛАМЕ (Россия). Сделан очень важный шаг в реализации Меморандума «О разработке «дорожной карты» по созданию и организации деятельности органа рекламного саморегулирования в России и утверждению пилотного субъекта по развитию деятельности СРО», подписанный 28 сентября 2017 года Федеральной антимонопольной службой (ФАС) РФ, правительством Санкт-Петербурга и Европейским альянсом по рекламным стандартам (EASA), крупными общественными индустриальными объединениями России (см. по ссылке http://sovetreklama.org/2017/10/pilotnym-subektom-po-razvitiyu-samoregulirovaniya-v-reklamnoj-otrasli-stal-peterburg/).

21 июня 2018 года Главное управление Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу зарегистрировало Ассоциацию маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (АМИ РС), которая, согласно меморандуму, призвана стать первой в России саморегулируемой организацией (СРО) в рекламной индустрии, развивающей сферу своего влияния с Петербурга как пилотного субъекта до всех остальных регионов России (с хроникой создания органа рекламного саморегулирования можно ознакомиться по ссылке http://sovetreklama.org/reklamnoe-pravo/kratkaya-informaciya-po-situacii-s-sozdaniem-v-rossii-sistemy-samoregulirovaniya-v-sfere-marketingovyx-kommunikacij/).

3 июля 2018 года в Москве состоится встреча руководителей АМИ РС, представителей рабочей группы юристов при комитете по предпринимательству в сфере рекламы Торгово-промышленной палаты РФ с начальником управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС РФ Татьяной Никитиной по обсуждению предложений по внесению изменений в законодательство в связи с появлением в России организации рекламного саморегулирования.

Мнения и комментарии участников рынка по поводу появления рекламной СРО в России – в наших следующих материалах.

Краткая информация об АМИ РС

АМИ РС – саморегулируемая организация в сфере маркетинговых коммуникаций,  призванная обеспечить гармонизацию взаимоотношений рекламной индустрии с обществом и властью, с целью формирования комфортных условий для участников рекламного рынка, ограничения государственного влияния и регулирования и обеспечения высокой степени потребительского доверия.

География влияния: Россия (пилотный субъект – Санкт-Петербург).

АМИ РС создана в соответствии с:

– Гражданским кодексом РФ,

– ФЗ «О некоммерческих организациях»,

– ФЗ «О саморегулируемых организациях»,

– ФЗ «О рекламе»,

– Международным руководством «Практические рекомендациями по созданию и консолидированию системы саморегулирования в рекламе» Международного совета по рекламному саморегулированию (ICAS) в редакции 2014 года,

– Меморандумом «О разработке «дорожной карты» по созданию и организации деятельности органа рекламного саморегулирования в России и утверждению пилотного субъекта по развитию деятельности СРО».

Состав ассоциации: ассоциация объединяет ведущие общественные объединения рекламопроизводителей, рекламораспространителей и рекламодателей, а также крупнейших и наиболее авторитетных представителей индустрии.

На 1 июля 2018 года в неё входят:

– из Петербурга: Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата, Ассоциация «Балтийская пресса», Ассоциация операторов наружной рекламы Санкт-Петербурга, Открытая Ассоциация рекламных агентств и коммерческих коммуникаций Санкт-Петербургского метрополитена, Объединение строителей Санкт-Петербурга, Ассоциация банков Северо-Запада, Северо-Западное отделение Ассоциации коммуникационных агентств России, «Регион-медиа», а также крупнейшие фирмы-рекламодатели «Максидом», банк «Санкт-Петербург», «Русские самоцветы»;

– федеральные участники (официально подтвердившие участие): Ассоциация коммуникационных агентств России, Национальная ассоциация визуальных коммуникаций, «Новая сервисная компания» (НСК), «Российская академия радио», Гильдия издателей ГИПП, Российское отделение Международной рекламной ассоциации, Ассоциация рекламодателей, некоммерческое партнёрство содействия развитию интерактивной рекламы IAB Russia, комитет по предпринимательству в сфере рекламы ТПП РФ, компании «Юнилевер» и «Орими-трейд».

Функции (сфера деятельности):

  • формирование индустриальных стандартов, включая исполнение функций администратора секторальных или узкоспециализированных кодексов и кодексов рекламных практик в СМИ,
  • формирование и продвижение законодательных инициатив по либерализации рекламного рынка, в том числе посредством укрепления контактов с  государственными органами и общественными объединениями потребителей, другими заинтересованными сторонами,
  • создание прецедентной практики, выработка свода обычаев и правил делового оборота, рекомендаций по деятельности экспертных советов при ТУ ФАС РФ,  синхронизация отношения регуляторов к спорной рекламной продукции в различных регионах России (с учётом местных особенностей),
  • создание реестра членов СРО с позиционированием его как реестра добросовестных участников индустрии,
  • рассмотрение жалоб потребителей, потребительских объединений, некоммерческих организаций, а также государственных организаций в отношении недобросовестной рекламы (с постепенной передачей функций рассмотрения данных жалоб от госрегулятора к СРО),
  • рассмотрение жалоб конкурентов в отношении недобросовестной рекламы, а также на нарушения прав на интеллектуальную собственность, включая вопросы, требующие профессиональной экспертной оценки (с постепенной передачей функций рассмотрения данных жалоб от госрегулятора к СРО),
  • создание и отлаживание системы рассмотрения внутрииндустриальных споров между субъектами различных сфер рынка маркетинговых коммуникаций, а также посредничество при разрешении таких споров,
  • предварительная оценка рекламы, рекламных и маркетинговых проектов на предмет соответствия как законодательству, так и рекламным стандартам (международным и российским), включая деонтологические консультации,
  • взаимодействие с международными организациями рекламного саморегулирования: EASA, ICAS, а также с органами рекламного саморегулирования разных стран,
  • организация временных и/или целевых мониторингов рекламы на предмет соответствия законодательству и принятым рекламным стандартам по узкоспециализированной тематике или по отдельным видам рекламоносителей,
  • информационная, разъяснительная работа, в том числе рекламные кампании по продвижению ценностей саморегулирования, социальной ответственности, в том числе с целью повышения осведомлённости общественности с тем, чтобы сократить количество жалоб потребителей в государственные органы, увеличивая авторитет СРО,
  • проведение исследований в областях, где особенно актуален вопрос рекламного регулирования, изучение международного опыта.

Механизмы реализации функций: для реализации указанных функций АМИ РС

  • создаёт независимые органы: Совет по рассмотрению жалоб, Совет по рассмотрению споров, Бюро аудита рекламы, Апелляционный комитет, Постоянный секретариат, группы юристов, а также рабочие независимые группы по отдельным актуальным вопросам,
  • активно участвует во всех основных индустриальных мероприятиях, проводимых в России, организует совместно и по собственной инициативе круглые столы, семинары, дискуссии, конференции, иные публичные мероприятия,
  • организует рекламные и информационные кампании с использованием ресурсов членов ассоциации (наружная реклама, СМИ, интернет) и государственные социальные ресурсы,
  • участвует в мероприятиях международных организаций саморегулирования, обеспечивает постоянное взаимодействие с EASA, ICAS,
  • создаёт и продвигает в сети Интернет сайт АМИ РС (sovetreklama.ru), а также собственное СМИ (сетевое информационное издание «Рекламный совет») – sovetreklama.org,
  • издаёт и распространяет специальную литературу.

Отношения с государственными органами, в том числе обеспечивающих функции регулятора рекламы (ФАС РФ), а также косвенно влияющих на регулирование и законодательную активность (Роскомнадзор, Роспотребнадзор, Минздрав, уполномоченные по правам человека, по правам ребёнка и пр.), строятся на основе заключаемых соглашений или меморандумов.