ФАС И РЕКЛАМА ФИНАНСОВЫХ И СТРАХОВЫХ УСЛУГ. Свои решения по различным нарушениям рекламного законодательства в финансовой сфере уже вынесли территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Республике Саха (Якутия), Брянской и Курской областям, в ближайшее время будут рассмотрены дела в Амурском УФАС и в УФАС по Республике Хакасия (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

Напоминаем, что о нарушениях закона о рекламе, защите конкуренции, которые обнаружило антимонопольное ведомство в самых разных областях, можно прочитать на нашем сайте в разделе «Контроль. РФ».

АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Амурское УФАС в отношении одного из юридических лиц, зарегистрированных на территории Благовещенска Амурской области, возбудило дело по признакам нарушения пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 13 и 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В антимонопольный орган поступило заявление Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ о том, что на территории Благовещенска в октябре 2020 года распространялась реклама о предоставлении займов населению юридическим лицом, утратившим статус микрофинансовой организации с июля прошлого года. Исследовав полученные материалы, Амурское УФАС приняло решение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе. Его рассмотрение назначено на 22 января.

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Комиссия Брянского УФАС рассмотрела дело в отношении туристического агентства, которое разместило рекламу о продаже туров с возможностью оформления услуги страхования туристов. Однако при рекламе данных финансовых услуг не было указано лицо, их оказывающее, тем самым были нарушены требования части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе»: реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность.

Было установлено, что агентство не предоставляет самостоятельно клиентам услугу страхования, тем самым вводя в заблуждение потребителей рекламы об организации, с которой заключается страховой договор. Директор туркомпании пояснил, что при заказе рекламного панно во всем полагался на рекламное агентство, которое его изготовило. Он полагал, что агентство знает все требования, предъявляемые рекламным законодательством, и учтёт их при изготовлении конструкции.

Брянское УФАС признало данную рекламу ненадлежащей и выдало предписание об устранении нарушений. Виновное лицо привлечено к административной ответственности.

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Ломбард, лизинговая компания и руководители соответствующих организаций привлечены Курским УФАС к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе.

В рекламе финансовых организаций выявлен целый ряд нарушений: отсутствие части существенной информации о рекламируемых услугах, об условиях соответствующего договора, неуказание лица, оказывающего финансовые услуги, неполное указание условий, влияющих на сумму доходов и расходов потребителей, а также определяющих полную стоимость займа. Поскольку указанные организации являются субъектами малого предпринимательства, а также учитывая, что ФЗ «О рекламе» был нарушен ими в первый раз, штрафы нарушителям были заменены на предупреждения.

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ). Комиссия УФАС по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обращение Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ о факте распространения на территории Якутска рекламы комиссионного магазина «Рублёв», признала рекламу финансовых услуг ИП ненадлежащей, нарушающей требования закона о рекламе (частей 13 и 14 статьи 28). ИП выдано предписание об устранении нарушения.

Реклама комиссионного магазина «Рублёв» («комиссионного ломбарда») о выдаче займов распространялась с использованием рекламных конструкций. При этом в заявлении Дальневосточного ГУ ЦБ РФ сообщалось об осуществлении незаконной деятельности ломбарда по предоставлению займов населению под залог цифровой и бытовой техники. Якутское УФАС рассмотрело договоры комиссии, заключённые  между ИП и гражданами. Из них следовало, что гражданин передаёт имущество, а ИП принимает его, оценивает на определённую сумму и выдаёт её авансом, а через какой-то срок (до 30 дней) гражданин может выкупить своё имущество, заплатив вознаграждение в размере 1% в день от даты передачи имущества или 2% в день – при просрочке. Минимальная оплата комиссионного вознаграждения установлена в размере 100 рублей.

Анализ договоров подтвердил, что ИП фактически осуществляет завуалированную деятельность ломбарда, то есть скупает имущество и выдаёт заёмные средства гражданам под залог. При этом, выдавая денежные средства гражданам до реализации переданного имущества, ИП осуществляет фактически скупку имущества, что характерно для деятельности ломбарда, а не комиссионного магазина. Таким образом материалами дела установлены факты осуществления ИП деятельности по предоставлению потребительских займов под залог сдаваемого на реализацию имущества граждан. Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов может осуществляться только определённым кругом юридических лиц, поэтому осуществление её обычными коммерсантами без получения лицензии или специального статуса не допускается.

В государственных реестрах профессиональных кредиторов Банка России, размещённых в свободном доступе на сайте www.cbr.ru, данных о том, что ИП внесён в Книгу государственной регистрации кредитных организаций, не имеется.

Реклама ИП об оказании услуг ломбарда и скупки имущества признана антимонопольным органом ненадлежащей.

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ. Один из ломбардов Абакана разместил наружную рекламу со словами:

«Золото от 4%, техника от 10%».

При этом, по мнению Хакасского УФАС, ломбард нарушил сразу две статьи рекламного законодательства. Для потенциальных клиентов была указана только процентная ставка, об иных условиях компания умолчала. Не ясна природа оказываемых услуг, под что конкретно выдаётся заём. Не указал ломбард и организационно-правовую форму юридического лица или предпринимателя, осуществляющего деятельность ломбарда.

В отношении ломбарда возбуждено дело по признакам нарушения ФЗ «О рекламе»

Алексей АНДРЕЕВ по материалам территориальных УФАС России