КАЗАХСТАН. Компания Change PR Kazakhstan при поддержке Национальной ассоциации по связям с общественностью Республики Казахстан провела опрос среди PR-агентств страны для изучения текущего состояния PR-рынка, а также получения прогнозов специалистов как по объёму рынка, так и по его тенденциям и трендам.

В ходе исследования выяснилось, что 86% PR-агентств рассматривают digital PR (SMM) в качестве самого актуального направления PR в 2019 – 2020 годах. 80% респондентов считают кризисные коммуникации вторым приоритетным направлением работы. На третьем месте, как считают 60% респондентов, будут связи со СМИ. 46% указали внутренние коммуникации и работу с инфлюенсерами, 33% – корпоративную социальную ответственность и контент-маркетинг, 26% –связи с инвесторами, 20% – управление мероприятиями, 13% назвали связи с правительством (Government Relations). Наименее актуальным направлением были названы связи с общественностью (6%).

По мнению специалистов, наиболее востребованными PR-инструментами станут инструменты digital PR и интернет-маркетинга, такие как публикации в социальных сетях, таргетированная реклама, контекстная реклама и т.д. С этим согласны 93% респондентов. 80% также считают, что работа с блогерами будет пользоваться спросом. На востребованность мероприятий для прессы указало 73% участников опроса. Что касается пресс-релизов и пресс-материалов, то 53% респондентов считают их эффективными инструментами в работе с представителями СМИ. Офлайновые инструменты, такие как наружная реклама и реклама на ТВ и радио, станут всё менее актуальными в 2019 году по мнению 47% участников опроса. Также во время коммуникационных кампаний не будут использованы инструменты внутренних коммуникаций (33% респондентов). Наименее эффективными станут BTL-акции, которые были указаны 27% участников опроса.

В сегменте digital PR наиболее актуальным инструментом был назван SMM. Чуть менее актуальными станут таргетированная реклама (80%) и работа с инфлюенсерами (73%). Наименее актуальной будет реклама в приложениях, мессенджерах и онлайн-играх (47%). А наименее эффективными инструментами работы, по мнению пиарщиков, стали работа со СМИ, которая включает в себя рассылку пресс-релизов, проведение пресс-конференций, платное размещение и прямую рекламу в СМИ.

Респонденты также отметили, что клиенты чаще всего заказывают у них комплексное продвижение (71%), работу в социальных сетях (71%), разработку и проведение PR-кампаний (64%), организацию мероприятий (64%) и услуги кризисных коммуникаций (57%).

Отвечая на вопрос об объёме казахстанского рынка PR-услуг в 2019 – 2020 годах, респонденты ожидают, что, скорее всего, он увеличится – 80% (объём увеличения в процентном соотношении был указан разным – от 10% до 40%), 20% респондентов полагают, что он сократится. Мнения пиарщиков разделились также в оценке объёма рынка в Казахстане (речь идёт только о прибыли агентств, не включая платное размещение, расходы на третью сторону и т.д.) 13% считают, что он меньше $1 млн, 6% думают, что он от $1 млн до $5 млн, 14% считают, что объём рынка PR-услуг составляет от $5 млн до $10 млн. Остальные участники опроса полагают, что объём рынка колеблется в пределах от $10 млн до $30 млн.

В целом 54% респондентов считают, что ситуация в сфере PR улучшится или станет намного лучше, 26% полагают, что ничего не изменится, тогда как 20% считают, что она ухудшится.

34% опрошенных считают, что компании не сократят расходы на аутсорсинговые PR-услуги, 26% придерживаются мнения, что сокращение неизбежно. В то же время 40% затрудняются ответить на данный вопрос.

Респонденты также отметили основные вызовы, которые будут стоять перед PR-агентствами. Ограниченный бюджет, а также оказание эффективных PR-услуг будут наиболее актуальными вызовами (57%). Интересным оказался тот факт, что PR уже рассматривается не только как сфера для формирования имиджа и репутации компании, а также как инструмент для увеличения продаж. Повышение экспертного статуса компании (80%), повышение узнаваемости компании, бренда в СМИ (80%) и влияние на продажи (80%) были названы наиболее приоритетными задачами, стоящими перед PR-специалистами.

(По материалу Kapital.kz)