ФАС И РЕКЛАМА АЛКОГОЛЯ. Кировское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России признало наружную рекламу со словами «пенное», «пиво» ненадлежащей, а Ленинградское и Челябинское УФАС возбудили дела по признакам нарушения рекламного законодательства, связанным с продвижением алкогольной продукции (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Комиссия Кировского УФАС признала ненадлежащей следующую рекламу:

«Пенное. Свежие разливные напитки и закуски к ним»; «Пиво от <…> за литр»; «25 пенных прохладительных напитков. 12 заводов производителей России»; «Каждый понедельник 10% на все»,

распространявшуюся на ограждении и фасаде здания у входа в магазин разливных напитков, расположенный по адресу: Киров, улица Розы Люксембург, так как она противоречит требованиям пунктов 5, 6 и 7 части 2, части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку» в конце материала). Предписание рекламодателю – ИП – не выдавалось в связи с добровольным устранением нарушения.

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Ленинградское УФАС возбудило дело в отношении блогера Анастасии Ивлеевой по признакам нарушения пункта 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»).

На Youtube-канале «Настя Ивлеева» зафиксирован видеоролик от 24.10.2019 «Газманов о мерзких привычках, политике и первой любви/Сальтуха в 67/AGENTSHOW 2.0» с рекламой итальянского вермута. Канал принадлежит ИП Узенюк А.В. (ранее – Ивлеева А.В.), зарегистрированной в Ленинградской области. В ролике продемонстрирован процесс приготовления алкогольного коктейля. Рекламируемый вермут повернут этикеткой к зрителям, а ракурс позволяет однозначно идентифицировать продукт. Кроме того, в процессе микса используется брендированный бокал, а вот тоник – ещё один ингредиент коктейля – повернут в кадре так, чтобы не дать зрителям определить его торговую марку.

«В данном видеоролике рекламный объект отчётливо выделен из ряда других, к нему обращено внимание зрителей, что побуждает неопределённый круг лиц, среди которых распространялась реклама, обратиться за приобретением товара – в данном случае алкогольного напитка определённой марки. Реклама алкоголя в интернете согласно действующему законодательству запрещена»,

– уточнил Александр Евлампиев, врио заместителя руководителя Ленинградского УФАС.

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Челябинское УФАС возбудило дело по факту рекламы алкогольной продукции, размещённой у входа в магазин «Мой толстый друг» в Магнитогорске, с фразой:

«Кто пиво пьет, сто лет живет».

Данная информация в совокупности с текстом, находящимся рядом:

«Мой толстый друг Качественное разливное пиво Холодный квас и лимонад Огромное количество закусок»

является рекламой. Эти сведения адресованы неопределённому кругу лиц и направлены на формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования – продавцу алкогольной продукции и реализуемому им пиву.

Согласно закону о рекламе специальные требования и ограничения, установленные законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов. Так, в силу части 3 статьи 21 реклама алкогольной продукции должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, причём такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства). При этом в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 21 реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что такая продукция безвредна или полезна для здоровья человека. Слоган «Кто пиво пьет, сто лет живет» направлен на формирование у неопределённого круга лиц восприятия о безвредности и полезности алкогольной продукции для здоровья человека, а также влияет или может повлиять на мотивацию потребителя при выборе товара.

Дело возбуждено в отношении рекламораспространителя – ООО «Ресторан-сервис».

Справка

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), располагаемых на внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, сооружений или вне их.

В соответствии с пунктами 6 и 7 части 2 статьи 21 реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях, в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях, и на расстоянии ближе 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

В силу пункта 8 части 2 статьи 21 реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно части 3 статьи 21 реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, причём такому предупреждению должно быть отведено не менее 10% рекламной площади (пространства).

Алексей АНДРЕЕВ по материалам территориальных УФАС России