АКАР/НАВК (Россия). Как сообщал «Рекламный совет» (см. здесь ), Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) и Национальная ассоциация визуальных коммуникаций (НАВК) в рамках деловой программы 26-й Международной специализированной выставки «Реклама-2018», прошедшей недавно в Москве, организовали панельную дискуссию на тему: «Цели и задачи правового регулирования рынка рекламы».

Участники дискуссии – представители органов власти и ведущих агентств в сфере наружной рекламы – рассмотрели актуальные законодательные инициативы регулирования рекламного рынка. Эксперты отметили, что имеющиеся правовые коллизии и «белые пятна» нормативного регулирования наружной рекламы отрицательно влияют на экономику.

«За последние четыре года московский рынок наружной рекламы потерял значительное количество клиентов. Однако наружная реклама является единственным рекламным носителем, который наполняет городской бюджет. Вопросы, которые мы обсуждаем, являются очень важными для стабилизации малого и среднего бизнеса клиентов. Когда цена является единственным критерием, то средняя стоимость лота увеличивается, и мы можем потерять рекламодателей из малого и среднего бизнеса, несмотря на то что наружная реклама – приоритетный канал продвижения товаров для этой категории бизнеса»,

– отметил Жан-Эммануэль де Витт, управляющий директор компании Russ Outdoor.

По сравнению с другими средствами распространения на долю наружной рекламы приходится несопоставимо больший объём нормативно-правового регулирования. В отличие от других сегментов рекламного рынка помимо федерального законодательства деятельность в области наружной рекламы регулируется документами регионального уровня.

В числе новых законодательных инициатив – законопроект правительства РФ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и КоАП РФ». Согласно законопроекту владелец недвижимого имущества, к которому присоединена конструкция, наделяется правом безусловного демонтажа рекламных конструкций; вводится общий порядок проведения торгов. В границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения включение в схему размещения рекламных конструкций отдельных мест возможно исключительно по согласованию с владельцем соответствующей автомобильной дороги. В целях поддержки малого и среднего бизнеса вносится положение об обязанности организатора торгов в течение календарного года выставить на торги для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее чем 20% от общего количества мест установки рекламных конструкций каждого типа, выставляемых им в течение данного календарного года на торги.

«Законопроект является достаточно объёмным, и там много нюансов, которые обсуждались с регуляторами, региональными и муниципальными властями и бизнес-сообществом. Нынешний вид документа – это консенсус того, как должен выглядеть рынок. Для рекламораспространителей доступ к рекламным конструкциям должен быть расширен, поскольку для определённого сегмента бизнеса наружная реклама – приоритетный способ продвижения своих товаров и услуг. Мы должны учитывать возможность выстраивания коммуникаций, в том числе и для малого бизнеса»,

– подчеркнул Андрей Кашеваров, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, председатель Координационного совета по рекламе при Межгосударственном совете по антимонопольной политике (подробнее о выступлении замглавы ФАС см. здесь ).

Первый заместитель руководителя главного управления по информационной политике Московской области  Александр Менчук отметил, что законопроект позволяет учесть интересы разных сторон рынка.

«Мотивация по подготовке этого законопроекта – ответ на вызовы рекламного рынка. Ведь комплекс проблем, которые сейчас существуют, особенно в Московской области, где много частных территорий, требует компромиссного решения всех участников рынка. Рынок ждёт этот законопроект, и мы надеемся, что он сможет устранить все существующие разногласия»,

– сказал Александр Менчук.

Участники дискуссии поддержали устанавливаемое законопроектом ограничение изменения схем размещения рекламных конструкций – не более 3% в течение года.

«Когда компания участвует в торгах, важным фактором является количество рекламных мест, объём рынка. Именно на основе числа рекламных мест принимаемся решение об участии в процедуре торгов. Поэтому сохранение объёмов рынка важно для операторов»,

– пояснил Армен Газарян, генеральный директор АО «Лайса».

ФАС РФ выносит на рассмотрение законопроект «О внесении изменений в статью 28.3 КоАП РФ», наделяющий должностных лиц органов местного самоуправления правом составлять протоколы об административных правонарушениях по фактам нарушения рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе и размещении рекламы на дорожном знаке, ином ТСОДД или рекламы, имеющей̆ сходство с дорожными знаками.

Модератор дискуссии Михаил Манжелей, сопредседатель комитета по наружной рекламе АКАР, заместитель генерального директора по правовым вопросам АО «Лайса», подчеркнул, что участники встречи согласились с необходимостью поддержки передачи части полномочий от ФАС в пользу органов местного самоуправления в части контроля за содержанием рекламы и случаев размещения рекламных конструкций на одной опоре с дорожными знаками и другими средствами организации дорожного движения.

Эксперты обратили внимание и на проблему отсутствия предусмотренного федеральным законом технического регламента. Сегодня сложилась ситуация, при которой есть два противоречащих друг другу нормативных документа, определяющие порядок установки рекламных конструкций и их территориальное размещение в населённых пунктах: ГОСТ 52044-2003 и новый ГОСТ 50597-2017. НАВК уже были предприняты шаги, направленные на устранение этих противоречий. Как результат – перенос даты вступления ГОСТа 50597-2017 до 1 июля 2019 года с необходимостью внесения в него изменений в целях исключения коллизий правового регулирования.

Отдельно участники дискуссии затронули вопрос саморегулирования рынка наружной рекламы. Создание органа саморегулирования – это переход на новый уровень. Во многих странах госрегуляторы полностью делегируют свои полномочия, и основная часть жалоб по рекламе как раз перетекает в органы саморегулирования («Рекламный совет» напоминает, что теме создания СРО в рекламной отрасли была посвящена отдельная дискуссия, подробнее см. здесь и здесь ).

«Обсуждавшиеся законопроекты последовательно развивают законодательное регулирование наружной рекламы, вводя целый ряд положений, которые продиктованы текущим состоянием индустрии. Из основных задач, которые предложено решить законопроектами, можно выделить следующие: введение более эффективного механизма реагирования и контроля за соблюдением законодательства о рекламе – в части передачи полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.38, статьёй 14.3 КоАП РФ; определение общих правил проведения торгов в сфере наружной рекламы; введение процедуры «специализированных торгов» и другие»,

– сказал, подводя итоги дискуссии, Михаил Манжелей.

(По материалу с сайта АКАР)