НАВК (Россия). 7 февраля 2018 года в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» прошёл круглый стол, посвящённый ситуации, сложившейся на рынке наружной рекламы Санкт-Петербурга. Руководителю комитета по печати и взаимодействию со СМИ Сергею Серезлееву пришлось отвечать на вопросы и давать комментарии сидящим за столом представителям непрофильных компаний, Ассоциации наружной рекламы «Национальный рекламный стандарт», президентом которой является Вячеслав Ананских, а также руководителю межрегионального профсоюза по поддержке малого и среднего бизнеса «Наше право». Представители индустрии наружной рекламы не были приглашены на круглый стол для участия в дискуссии. Не была приглашена и президент Национальной ассоциации визуальных коммуникаций (НАВК) Елена Михайлова.

Члены НАВК, являющиеся крупнейшими игроками российского рынка наружной рекламы, выступают с официальным заявлением в поддержку результатов конкурса и с аргументацией в защиту проведения торгов именно в формате конкурса, а не аукциона. Основные доводы, сформулированные членами ассоциации, следующие:

– в течение последних девяти лет доля рынка наружной рекламы стремительно падала. Так, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, доля ООН в 2008 году составляла 19%, а в 2016-м –только 11%. Объём медиарынка в 2016 году составил 360 млрд рублей, а рынок ООН – всего 38,4 млрд рублей, таким образом только в 2016 году отрасль наружной рекламы потеряла 29 млрд рублей. Одна из основных причин, повлиявших на такое падение, – обязательное условие проведения торгов в форме конкурса или аукциона, вступившее в силу с 1 июля 2008 года в соответствии с Федеральным законом №38-ФЗ «О рекламе»;

– органы местного самоуправления вправе самостоятельно выбирать форму проведения торгов, часто предпочтение отдаётся формату аукциона. Российский и международный опыт проведения торгов в такой форме показывает, что это может приводить к банкротству и долгам крупных операторов, потере бюджета для городов и рабочих мест в отрасли. Также форма аукциона позволяет участвовать непрофильным игрокам рынка, которые завышают стоимость, а затем не выполняют обязательства по контрактам;

– наружная реклама – единственный сегмент рекламного рынка, доход от которого поступает напрямую в городской бюджет. Но, несмотря на это, нередко законодательство направлено против развития ООН. На ситуацию также оказывает влияние активная поддержка малого и среднего бизнеса. В условиях потребности рынка в высоком качестве и использовании надёжных дорогостоящих технологий представители малого и среднего бизнеса не всегда могут доказать соответствие высоким стандартам. Требования, определяемые конкурсной документацией, могут исключить участие несостоятельных и неблагонадёжных компаний. Форма аукциона, напротив, предоставляет возможность участия практически всем желающим, что зачастую приводит к отрицательному результату в процессе исполнения победителем договорных обязательств;

– ситуация в Санкт-Петербурге после конкурса, прошедшего в августе 2017 года, является наглядным положительным примером взаимодействия между бизнесом и городом. Благодаря такой форме торгов город увеличил объём поступлений в бюджет, сохранив при этом гарантии получения дохода в 100-процентном объёме. Несмотря на общее сокращение количества конструкций на 26,4%, средняя стоимость размещения для рекламодателей по сравнению с Москвой остаётся существенно ниже (почти в три раза). Сокращение количества конструкций в данном случае также положительно повлияло на городскую инфраструктуру: центр города был очищен от информационных шумов, благодаря чему улучшился облик культурной столицы;

– наружная реклама играет важную социальную роль, ведь с помощью рекламных конструкций органы власти и управления имеют возможность обратиться напрямую к аудитории с сообщениями социального характера. Таким образом OOH-реклама является действенным инструментом во взаимодействии власти с населением.

(По материалу пресс-релиза НАВК)