АМИ «РС»: РЕКЛАМНАЯ ПРАКТИКА (Россия). Запрос с просьбой оценить рекламу на соответствие её требованиям законодательства, пришедший из Карельского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России в комитет по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов и общественных объединений саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС»), вызвал у экспертов недоумение: уж больно очевидным и возмутительным был факт нарушения, который вряд ли заслуживал серьёзной профессиональной оценки. Но тем не менее своё слово специалисты сказали и вывод сделали.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Республике Карелия обратило внимание на рекламную листовку, вывешенную на одном из магазинов:

«Раки (1 кг – 600 руб) плохим … и сексуально бестолковым проституткам, всем труженицам дырочного бизнеса ООО «Бобылев и К» в целях перевоспитания продает раков в 10 раз дороже (1 кг – 6 000 руб)».

При этом вместо использованного нами по понятным причинам отточия на листовке слово, которым нецензурно называют дам лёгкого поведения, приведено полностью. Карельский Роспотребнадзор просигнализировал в местный антимонопольный орган, который и возбудил дело по признакам нарушения законодательства о рекламе в связи с тем, что выявленная реклама представляет собой текст непристойного и оскорбительного содержания. Почему-то в Карельском УФАС посчитали необходимым проконсультироваться с экспертами, действительно ли рекламная листовка нарушает ФЗ «О рекламе» и нормы Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты (МТП). Наверное, исходя из принципа, что лучше перебдеть, чем недобдеть…

Естественно, когда членов  комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов и общественных объединений СРО «АМИ «РС» спросили: содержатся ли в рекламе оскорбительные и/или непристойные образы, сравнения и/или выражения; причиняет ли реклама вред несовершеннолетним и имеются ли в рекламе нарушения требований Российской Федерации о рекламе, а также норм, изложенных в Кодексе рекламы и маркетинговых коммуникаций МТП, то по всем вопросам эксперты единогласно ответили «да». Прежде всего они посчитали листовку рекламной – именно так оценило её Карельское УФАС, которая, безусловно, причиняет вред несовершеннолетним в связи с использованием в ней бранных слов и выражений и оскорбительным характером, то есть налицо нарушение требований части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Среди оценок, данных экспертами, преобладали такие:

«иллюстрация для энциклопедической статьи «Непристойность», «каноническая непристойность, для учебников», «это вообще за гранью допустимого».

Одному из членов комитета по жалобам СРО «АМИ «РС» даже показалось, что это не реклама магазина ООО «Бобылев и К», а провокация конкурентов, которую можно рассматривать в контексте оскорбления чести, достоинства и деловой репутации данного ООО и его сотрудников…

В связи с выявленными нарушениями рекламного законодательства эксперты рекомендовали «снять с распространения указанную рекламную информацию, поскольку её публичный характер несёт в себе риск, связанный с причинением вреда психическому, духовному и нравственному развитию детей, для которых такая продукция к обороту не допускается». Их мнение доведено до Карельского УФАС.

Напоминаем читателям «Рекламного совета», что публикации о запросах, уже рассмотренных СРО «АМИ «РС» ранее, можно найти здесь, а протоколы и информацию об экспертах – на сайте ассоциации здесь

(Соб. инф.)