АМИ «РС»: РЕКЛАМНАЯ ПРАКТИКА (Россия). Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Республике Коми возбудило дело по признакам нарушения рекламного законодательства в связи с размещением на стекле перед уличным входом в офисные помещения в Воркуте рекламы продажи и доставки воды с символом Великой Отечественной войны.

Дело возбуждено по заявлению гражданина, которого возмутил факт подобной рекламы на улицах города. Принимая решение о возбуждении дела, антимонопольный орган основывался в том числе на выводах экспертов саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС»). Рассмотрение дела назначено на 27 сентября.

Что же за рекламу оценивали девять членов комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга СРО «АМИ «РС»? Это плакат, размещённый за стеклом внутри помещения по адресу: Воркута, улица Ленина, 64, с изображением образа «Родина-мать» и текстом следующего содержания:

«Внимание ПАВОДОК! Ты купил емкость с ЧИСТОЙ ВОДОЙ! Продажа, доставка Чистой Питьевой Воды!» (с адресом, телефоном и часами работы компании «Чистая Вода Плюс»):

Коми УФАС, получив жалобу на эту рекламу, в соответствии с заключённым с Ассоциацией «Рекламный Совет» соглашением о сотрудничестве попросило экспертов СРО дать оценку содержания рекламы на наличие/отсутствие в ней нарушений части 6 статьи 5 закона о рекламе:

«В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия».

Восемь из девяти экспертов комитета по жалобам сочли недопустимым использование в рекламе продажи и доставки питьевой воды символа Великой Отечественной войны и посчитали, что в данной рекламе имеются оскорбительные образы, то есть признали факт нарушения требований части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Других нарушений рекламного законодательства специалисты СРО не обнаружили (в этом они были единогласны). Также большинство экспертов увидели в рекламе нарушения норм Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций и Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты. 

Аргументы прозвучали следующие.

Использование образа «Родина-мать» в коммерческих целях кощунственно и с морально-этической нормы неприемлемо, как и и вообще недопустимо использовать символы Великой Отечественной войны в рекламе. Символ Родины-матери с плаката «Родина-мать зовёт!» художника Ираклия Тоидзе признаётся символикой Великой Победы, применение которого в коммерческой деятельности нарушает границы мирского и сакрального. В данном случае речь идёт об оскорбительном использовании символа Победы для продвижения товара, что может в том числе и оскорбить чувства ветеранов войны.

Как видим, позиция экспертов СРО «АМИ «РС» нашла понимание и поддержку и в Коми УФАС.

***

Напоминаем, что публикации о запросах, уже рассмотренных СРО «АМИ «РС» ранее, можно найти здесь, а протоколы и информацию об экспертах – на сайте ассоциации здесь

(Соб. инф.)