ФАС И РЕКЛАМА. Территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России продолжают бороться с незаконным с использованием в рекламе непристойных образов и ненормативной лексики (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

«Рекламный совет» напоминает своим читателям, что о нарушениях закона о рекламе, защите конкуренции, которые обнаружило антимонопольное ведомство в самых разных сферах, можно прочитать на нашем сайте в разделе «Контроль. РФ».

Справка

В соответствии с частью 6 статьи 5 закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия.

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ. В Архангельское УФАС по электронной почте поступило обращение, согласно которому размещённый в Архангельске на проспекте Чумбарова-Лучинского баннер с содержанием:

«LOUNGE FRIENDS SMOKE HOUSE» и эмблемой с надписями «NUAHULE SMOKE АРХАНГЕЛЬСК» и «NUAHULE GROUP»,

нарушает нормы закона о рекламе.

Заявитель пишет, что «в эмблеме дважды используется слово (фраза) «NUAHULE», выполненное буквами латинского алфавита, которое при прочтении созвучно с русским обсценным выражением. При этом согласно интернет-сервису «Яндекс.Переводчик» у слова (фразы) «NUAHULE» отсутствует перевод с большей части языков мира».

Исходя из этого заявитель сделал вывод, что «данное выражение является завуалированным бранным выражением и используется намеренно с целью привлечения внимания и публичной провокации». Гражданин просит УФАС принять меры к демонтажу баннера и привлечению лиц, ответственных за его размещение, к административной ответственности.

Как отмечается в сообщении пресс-службы местного территориального органа, Архангельское УФАС, конечно же, рассмотрит обращение в установленном порядке, но есть сомнения в том, что управление выявит нарушение рекламного законодательства. Неблагозвучность для уха русского человека названий некоторых иностранных брендов – будь то японская корпорация Zaibatsu, детское питание Bledina или сеть кальянных Nuahule, может вызвать только улыбку, но уж никак не демонтаж баннера. Рассмотрение дел подобной категории довольно затруднительно, так как вопрос установления наличия/отсутствия нарушения рекламного законодательства крайне субъективен и зачастую зависит от мнения лингвистов, филологов и опроса жителей.

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ. В связи с обращением граждан Брянское УФАС возбудило дело о нарушении рекламного законодательства в отношении индивидуального предпринимателя (ИП), разместившего на фасаде здания в Брянске рекламу кальянной, на которой для привлечения внимания посетителей написал неприличное выражение, соответствующее молодёжному сленгу:

«Кальянная #ЯБ^/…/ место где хорошо».

По мнению специалистов антимонопольного органа, слово, используемое в рекламе, указывает на приём амфиболии (амфиболия – двусмысленность, двойственность) – логической ошибки, заключающейся в том, что грамматическое выражение допускает его двоякое толкование. Учитывая, что амфиболия – это риторический приём двусмысленности, конструктивным принципом которого является нарушение тождества семантики слова посредством постановки его в такой контекст, в котором это слово (или словосочетание) одновременно реализуется в два разных значения, комиссия Брянского УФАС считает, что в данном случае использование амфиболии в рекламе направлено не на использование буквального значения слова, а на придание тексту иного, непристойного смысла, в первую очередь вытекающего из ассоциативного созвучия использованного термина.   

Таким образом выражение

«Кальянная #ЯБ^/…/ место где хорошо»

относится к молодёжному сленгу (субкультуре), его смысл может быть оценён как неприличный (и даже матерный) на основании непристойных подтекстовых значений (ассоциаций), однозначно идентифицируемых русским языковым сознанием.

ИП на рассмотрении дела согласился с мнением антимонопольного органа.

Брянское УФАС признало рекламу ненадлежащей и привлекло виновное лицо к административной ответственности.

ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ. Томское УФАС назначило ИП административный штраф в размере 4 тысяч рублей за непристойную рекламу «Букетной лавки».

Как уже подробно сообщал «Рекламный совет» (см. здесь ), ранее антимонопольный орган признал незаконной рекламу со слоганами:

«Чем круче букет, тем ниже поцелуй»; «Будет стоять неделю!»

Проведённый Томским УФАС опрос общественного мнения показал, что население  Томска не приветствует размещение рекламы подобного содержания. Такое же мнение выразили члены экспертного совета по рекламе, действующего при управлении. Большинство посчитало, что слоган содержит двойной смысл, реклама может оскорбить чувства её потенциальных потребителей, в рекламе используются непристойные образы, сравнения, выражения.

В решении комиссии антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей указано:

«Результаты опроса учитываются антимонопольным органом в совокупности с результатами заочного голосования членов экспертного совета по рекламе, действующего при управлении, а также реакцией средств массовой информации и пользователей социальных сетей, где обнаруживаются многочисленные комментарии как положительного, так и негативного свойства».

В письме ФАС России о проведении опросов на сайтах территориальных органов указывается, что для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную. В день рассмотрения рекламного дела, 8 февраля, число проголосовавших составило 4 508.

Алексей АНДРЕЕВ по материалам территориальных УФАС России