ФАС И РЕКЛАМА. Продолжающие работать в ограниченном из-за распространения пандемии коронавируса режиме, территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России тем не менее выявили, а в некоторых случаях уже и рассмотрели очередные факты нарушений рекламного законодательства и закона о защите конкуренции (предыдущую подборку см. здесь).

Напоминаем, что материалы, рассказывающие о нарушениях законов о рекламе и защите конкуренции в различных сферах, выявленных регулятором, можно прочитать на нашем сайте в разделе «Контроль. РФ».

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ. Комиссия Иркутского УФАС признала ООО «ПризываНет Восточная Сибирь» нарушившим требования пункта 1 части 4 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в связи с распространением рекламы «Призыва Нет» на территории подземных переходов по адресу: Иркутск, Байкальская улица, остановка общественного транспорта «Волжская».

Согласно пункту 1 части 4 статьи 5 реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

***

Также комиссия Иркутского УФАС признала ООО «ЛПТ» и ПАО «Мегафон»  нарушившими часть 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе», в силу которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространённой без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Общества отправили на телефоны заявителей рекламу в форме смс-сообщений без получения предварительного согласия.

МОСКВА. Как установило Московское УФАС, ООО «Бренд-фарм» разместило на сайте allokin.ru письмо ООО «Алвилс», обращённое к медицинским организациям, но доступное любому посетителю сайта. В нём содержалась информация о том, что применение препарата «Аллокин-альфа» при лечении COVID-19, протекающей в лёгкой и средне-тяжёлой формах, предположительно сократит сроки вывода вируса из клеток крови и предупредит развитие жизнеугрожающих состояний у большинства пациентов. В тексте также сообщалось о положительных результатах терапии данным препаратом в профилактике заболеваемости среди медицинских работников. Однако в инструкции к препарату в перечне показаний к применению не содержится сведений о COVID-19. Более того, в письме ООО «Алвилс» и в иных источниках отсутствует подтверждение эффективности этого лекарственного препарата именно против новой коронавирусной инфекции, подкреплённое научными или клиническими испытаниями.

Вместе с тем описание общих характеристик лекарственного препарата, его состав и указание воздействия на организм человека не могут служить основанием для однозначного вывода об эффективности препарата «Аллокин-альфа» в рамках лечения новой коронавирусной инфекции. По мнению Московского УФАС, действия ООО «Бренд-фарм» и ООО «Алвилс» могут вводить граждан в заблуждение о положительных результатах при лечении заболевших COVID-19, а также находящихся в контакте с пациентами с коронавирусом, с помощью препарата «Аллокин-альфа».

На основании этого антимонопольный орган выдал компаниям предупреждение о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки недобросовестной конкуренции, – обществам надлежит прекратить распространение неподтверждённых сведений. В случае неисполнения предупреждения в установленный срок в отношении ООО «Бренд-фарм» и ООО «Алвилс» будет возбуждено антимонопольное дело. При подтверждении акта недобросовестной конкуренции компаниям грозит административная ответственность в виде штрафа до 500 тысяч рублей.

***

ЗАО «Ритуал-сервис» не исполнило предупреждение Московского УФАС о необходимости прекратить действия, содержащие признаки недобросовестной конкуренции.

Было установлено, что общество распространяет на своём сайте и в рекламных буклетах рекомендации о том, что при смерти человека в первую очередь необходимо позвонить в специализированную службу и вызвать её сотрудника, и только после его прибытия обращаться в скорую помощь и полицию. Однако в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан в Российской Федерации смерть человека может быть констатирована только медицинским работником, а значит, описанный ЗАО «Ритуал-сервис» порядок, предлагающий сначала вызвать сотрудника специализированной службы, а не скорую, может ввести в заблуждение лиц, попавших в экстренную ситуацию.

«Смерть человека – довольно щепетильная тема, к ней нужно относиться с должной корректностью и чуткостью. Люди, находящиеся в стрессовой ситуации и не обладающие специальными знаниями, не могут достоверно установить, что человек умер и его уже нельзя спасти. Во время вызова сотрудника специализированной службы и его ожидания может быть упущена возможность спасти чью-то жизнь. Компаниям, которые работают в сфере похоронных услуг, стоит понимать последствия восприятия информации, которая ими распространяется, обычными гражданами, возможно, впервые столкнувшимися со смертью близкого человека и не представляющими, что им делать», 

– комментирует ситуацию руководитель Московского УФАС Екатерина Соловьёва.

Также на сайте ЗАО «Ритуал-сервис» была обнаружена информация, размещённая в разных разделах отдельными блоками, которая создаёт впечатление о причастности общества к государственным структурам и о том, что предлагаемые на сайте услуги оказываются ГБУ «Ритуал» или с его участием. Указанную информацию ЗАО «Ритуал-сервис» было предписано удалить. Однако в установленный срок общество требования антимонопольного органа не исполнило и сообщило о своём несогласии с наличием признаков нарушения в его действиях.

В связи с неисполнением предупреждения Московское УФАС возбудило дело о нарушении закона о защите конкуренции. В случае установления факта нарушения ЗАО «Ритуал-сервис» будет грозить штраф до 500 тысяч рублей.

***

Московское УФАС возбудило дело по факту распространения рекламы букмекерской конторы «Лига ставок» на сайте информационно-развлекательного сообщества «Пикабу».

В антимонопольный орган обратился гражданин с заявлением о распространении на портале «Пикабу» рекламы:

«Лига ставок – ставки на спорт».

В соответствии с частью 2 статьи 27 закона о рекламе распространение рекламы основанных на риске игр, пари, а также организаторов таких игр, пари, в интернете не допускается. Однако для рекламы букмекерских контор предусмотрено исключение – размещать их рекламу в сети можно, но только на определённых сайтах. К ним относятся сайты, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера, официальные сайты общероссийских спортивных федераций либо профессиональных спортивных лиг, сайты, владельцем которых является учредитель телеканала спортивной направленности, не являющегося телеканалом, доступ к которому осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств.

Сайт информационно-развлекательного сообщества «Пикабу» не относится к вышеуказанному исключению. До настоящего времени доказательств обратного владельцами сайта в антимонопольный орган не представлено. Столичное антимонопольное ведомство рассмотрит дело и в случае признания факта нарушения владельцев портала «Пикабу» могут оштрафовать.

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Администрация Вачского муниципального района не исполнила в установленный срок предупреждение, выданное Нижегородским УФАС.

На территории р.п. Вача Вачского района на Советской улице, 9, размещена рекламная конструкция. Из представленных администрацией материалов антимонопольный орган установил, что утверждённая схема размещения рекламных конструкций в Вачском районе отсутствует. Следовательно, рекламная конструкция установлена в нарушение норм статьи 19 закона о рекламе.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В бездействии администрации Вачского муниципального района содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15. В связи с этим ей было выдано предупреждение, которое в установленный антимонопольным органом срок не исполнено. Дело по признакам нарушения администрацией закона о защите конкуренции будет рассмотрено Нижегородским УФАС 2 июня.

Алексей АНДРЕЕВ по материалам территориальных УФАС России