ФАС: ЭКСПЕРТНЫЕ СОВЕТЫ (Россия, Томская область). В Томском управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России состоялось заседание экспертного совета по рекламе, действующего при управлении, под председательством руководителя УФАС Владимира Шевченко.

В состав совета входят главный специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности Томского УФАС, председатель координационного совета женщин при мэре Томска, представители департамента информационной политики и департамента по культуре и туризму администрации Томской области, управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти УМВД России по Томской области, управления Роскомнадзора по Томской области, уполномоченного по правам ребёнка в Томской области, ООО «МКР-медиа в Томске», ООО «Редакция газеты «Красное знамя», учёный-филолог из Томского государственного университета, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Томского государственного политехнического университета, юрист, настоятель православного храма, раввин, муфтий, руководители ООО «Фабрикантъ»,  ООО «Вебреклама», ООО «Томский бизнес журнал», ООО «Май Вэй», Ассоциации рекламистов Томска и и.о. начальника отдела маркетинга и рекламы ООО «Томсккабель».

Владимир Шевченко осветил итоги работы Томского УФАС за семь месяцев 2019 года в части контроля за соблюдением законодательства о рекламе. В структуре нарушений преобладают дела по признакам нарушения статьи 7 закона о рекламе (товары, реклама которых не допускается) – 11 дел. Из них три по рекламе услуг по написанию дипломов, семь – реклама услуг, подлежащих лицензированию, при отсутствии лицензии.

Бурные обсуждения экспертов вызвала статья «Томичи стали активнее оформлять кредитные бизнес-карты Сбербанка», размещённая в новостной ленте на сайте «РИА Томск». В ней приводится число сибирских предпринимателей, оформивших кредитные бизнес-карты от Сбербанка, отмечается сложившаяся тенденция приобретения карт, указаны льготный беспроцентный период, варианты оформления карты, даётся прямая ссылка на сайт ПАО «Сбербанк», где можно подать заявку на карту. По данному материалу в антимонопольное управление поступило заявление, где говорится, что статья носит рекламный характер, однако вопреки требованиям закона о рекламе полные условия рекламируемой услуги отсутствуют.

Члены совета в большинстве своём сошлись во мнении, что информация в таком виде, независимо от факта размещения в новостной ленте, является рекламой.

«В статье использованы все классические рекламные приёмы», «Новостная статья выглядит как реклама. Будь то информационная статья, она бы не содержала указания на конкретный банк, карты которого стали оформляться чаще, а основывалась на некой аналитике, сравнении кредитных продуктов нескольких финансовых организаций»,

– выразили мнение эксперты.

Эксперты обсудили рекламу срочной помощи в получении кредита, которой пестрят «маршрутки» Томска.

«Представляется, что фраза «Кредит одобрен!» может являться недостоверной информацией», «Потребителю сложно вычленить адекватные сведения о предоставляемых услугах, реклама агрессивная, многообещающая, вся реклама в звёздочках, очевидно, требования закона о рекламе не будут соблюдены», «Реклама посредника в получении финансовых услуг, тогда почему не указаны партнёры – те финансовые организации, которые в действительности будут выдавать деньги под проценты и на каких условиях?»

– вопрошают члены совета.

Пристойность образов, используемых в рекламе салона красоты Beauty Technology, также вызвала вопросы.

«Девушка в нижнем белье опирается на мужчину с голым торсом, фотоэпиляция, глубокое бикини и т.д. – и всё это напротив сидений в общественном транспорте, предназначенных для пассажиров с детьми и инвалидов»,

– возмутились эксперты.

«Самая интимная съёмка*», далее под * – «колоноскопия во сне» в сочетании с образами медработника, поднявшего вверх указательный палец, и спящей девушки», «Фраза вовсе неудачная для описания такой сложной и неприятной процедуры. Людей, столкнувшихся с колоноскопией, такая реклама может оскорбить»,

– прокомментировали рекламу эксперты.  

Мнения экспертов разделились при обсуждении рекламы салона обоев «Скидка за красивые глаза на обои*». Мелким, едва заметным шрифтом под * – «выбери обои под цвет глаз и получи скидку». Реклама была вынесена на обсуждение на основании поступившего в Томское УФАС заявления гражданина. Он возмутился разницей в размере скидок в зависимости от цвета глаз.

«На обои коричневого цвета магазин предоставляет скидку меньше, чем на голубые и зелёные – 10 % вместо 15%. Усматриваю в акции, основанной на физиологических особенностях покупателя, с которыми покупатель ничего не может сделать – только родиться, дискриминацию по отношению к покупателям, не наделённым соответствующими характеристиками…»,

– пишет заявитель.

Несколько экспертов убеждены, что рекламный слоган «Скидка за красивые глаза на обои» является дискриминацией населения, не обладающего определённым цветом глаз. Более того, такая реклама может оскорбить представителей рас, национальностей с особенным разрезом, формой глаз, слепых или лишённых органов зрения людей.

На заседании также были рассмотрены реклама «ПризываНЕТ.ру», медицинского центра «Мульти клиник Томск» со слоганом «Успешно лечим всё, что помещается в …» (далее – изображение верёвки с элементами нижнего белья).

После заседания экспертного совета состоялся брифинг Владимира Шевченко. Журналистов интересовали вопросы о наиболее типичных нарушениях законодательства о рекламе, статистике возбуждаемых дел по различным признакам, об актуальной ситуации в рассмотрении ряда рекламных и антимонопольных дел.

Напомним читателям «Рекламного совета», что с анализом деятельности экспертных советов по применению рекламного законодательства, созданных при УФАС, и предложениями по оптимизации их работы в дальнейшем можно ознакомиться на нашем сайте (см. здесь).

Материалы о работе экспертных советов – в разделе «Экспертные советы» (см. здесь).

(Соб. инф. по сообщению Томского УФАС России)