АКЦИИ И ФАС. Нарушения требований рекламного законодательства, закона о защите конкуренции при продвижении стимулирующих мероприятий рассмотрели территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Москве, Новосибирской и Челябинской областям (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

МОСКВА. Отдел контроля за рекламной деятельностью и пресечения недобросовестной конкуренции Московского УФАС рассмотрел заявление физического лица в отношении введения в гражданский оборот продукции с размещённой на упаковке информации об акции, срок которой окончился до момента выпуска товара.

Согласно заявлению, поступившему в управление, заявитель приобрёл мороженое, изготовленное ООО «Чистая линия». В соответствии с указанными на упаковке сведениями дата изготовления мороженого – 20.01.2021. На задней стороне упаковки содержится следующая информация:

«ПРОМО-КОД ВНУТРИ КАЖДОЙ УПАКОВКИ БИТВА ПЛОМБИРОВ ПРОВЕРЬ СВОЙ ПРИЗ»,

то есть она сообщает о проведении специальной акции «Битва пломбиров», при участии в которой у потребителя есть возможность выиграть призы. Внутри упаковки содержится код, который можно ввести на официальном сайте акции «Битва пломбиров». При этом на упаковке (как на обратной стороне, так и на лицевой, а также внутри упаковки) отсутствуют сведения о проводимой акции, в том числе сроки её проведения. Вся информация об условиях проведения акции содержится на сайте. В соответствии с информацией и материалами, представленными заявителем, проводимая ООО «Чистая линия» акция «Битва пломбиров» закончилась 31.12.2020, то есть до даты изготовления мороженого. 

Таким образом в действиях общества установлено нарушение статьи 14.2 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во введении в заблуждение в отношении дополнительных возможностей (в частности по участию в акции), возникающих у лица, приобретшего товар, а также в отношении условий акции (сроков её проведения). Московское УФАС выдало ООО «Чистая линия» предупреждение о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения статьи 14.2 закона о защите конкуренции.

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Новосибирское УФАС признало ООО «ДНС ритейл» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

При попытке приобретения перфоратора в магазине сети DNS гражданину, обратившемуся в управление, было отказано в предоставлении скидки, информация о которой была размещена над стендом с инструментом:

«НАШЛИ ДЕШЕВЛЕ? Сделаем скидку от цены конкурента».

Выбранный перфоратор на сайте гипермаркета строительных материалов «Леруа Мерлен. Новосибирск» имел меньшую стоимость, чем в магазине DNS. Но из пояснений сотрудника магазина следовало, что по правилам акции гипермаркет «Леруа Мерлен» не является конкурентом магазина DNS, и в данном случае акция не действует. В месте реализации товара, участвующего в акции (там же – место размещения рекламы), какие-либо носители информации о подробностях акции  размещены не были. Отсутствие в свободном доступе информации об ограничениях при приобретении товара по акции вводит в заблуждение относительно возможности приобретения товара на заявленных условиях (нарушены требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Челябинское УФАС оштрафовало сеть магазинов Sunlight на 200 тысяч рублей за рекламу о ликвидации магазинов. Антимонопольная служба установила, что сведения о закрытии магазинов не соответствовали действительности.

В рекламе содержалась следующая информация:

«Магазины Sunlight прекращают работу. Отдаем всё за бесценок! SUNLIGHT ВНИМАНИЕ! ЗАКРЫВАЕМ ВСЕ МАГАЗИНЫ в вашем городе отдаем все за бесценок –60% –70% –80%»; «Здравствуйте. Я директор ювелирных магазинов «Санлайт» в [город]. Наши магазины закрываются. На все украшения действуют скидки до 80 %. Приходите в «Санлайт» до [дата]».

Реклама размещалась в социальных сетях «ВКонтакте» и Instagram, в YouTube, на интернет-портале, на «Яндекс.Радио», а также направлялась потребителям посредством смс-сообщений, телефонных звонков и электронной почты. Рекламодатель – ООО «Солнечный свет» (коммерческое обозначение Sunlight) распространял информацию о прекращении работы торговых объектов и приуроченных к этому событию скидках в 2020 году. 

По запросу антимонопольного ведомства арендодатели торговых комплексов «Родник»,  «Алмаз» и «Кольцо», в которых ООО «Солнечный свет» осуществляет деятельность в Челябинске, представили информацию и договоры, сроки действия которых истекают в 2021 и 2022 годах, а также указали на отсутствие переписки по факту расторжения договоров с указанной компанией.

Челябинское УФАС признало рекламу ювелирных магазинов противоречащей требованиям рекламного законодательства. Данная реклама создавала у потенциальных потребителей впечатление об уходе с рынка продавца и, следовательно, намеренно формировало желание срочно рассмотреть возможность приобретения ювелирной продукции. Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 закона о рекламе недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о возможности приобретения товаров в определённом месте или в течение определённого срока.

(Соб. инф. по материалам территориальных УФАС России)