НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА (Узбекистан). Как уже сообщал «Рекламный совет» (см. здесь ), Государственный комитет по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции Республики Узбекистан представил проект постановления главы государства, который изменит рынок наружной рекламы. В Ташкенте прошло его обсуждение, организованное Ташкентской ассоциацией рекламы, в котором приняли участие представители госкомконкуренции, аппарата президента (разработчики постановления) и операторы наружной рекламы.

Разработчики, комментируя проект постановления, называют его «важным документом», способствующим улучшению условий развития малого и среднего бизнеса, функционирующих в рекламном бизнесе. Однако у операторов наружной рекламы есть вопросы. Они считают, что кроме общих фраз в нём нет чётко обозначенных критериев и конкретной цели. Самый главный вопрос – что будет с уже закреплёнными рекламными местами, на которые заключены договоры и имеются паспорта. Оператором объяснили, что новые правила коснутся только новых договоров, а заключённые ранее контракты останутся в силе. Согласно проекту постановления распределение рекламных мест будет выглядеть так. Местные органы власти будут формировать перечень рекламных мест, а затем продавать через аукционы.

По старым правилам выдачей разрешений на установку занималось ГУП «Ташкент-реклама-сервис», которое само решало все вопросы с другими организациями, от органов госавтоинспекции до районного архитектора. И не всегда удавалось здесь решить вопрос положительно. К примеру, при согласии одной организации другая может отказать с  формулировкой «нецелесообразно». Теперь же места будет выделять только лишь хокимият, что должно исключить лишние бюрократические процедуры.

Правда, у столичных операторов наружной рекламы есть определённые опасения. С 1994 года в Ташкенте внешняя реклама регулируется Порядком размещения внешней рекламы, утверждённым решением хокима города. За эти годы документ неоднократно дорабатывался и совершенствовался. И сегодня является важным документом, учитывающим интересы как участников рынка, так и регулирующих органов. Руководство этой работой в Ташкенте осуществляет комиссия по рекламно-информационной деятельности, в состав которой входят представители главного управления благоустройства, главного управления архитектуры, главного управления безопасности дорожного движения, городской комиссии «Манавият ва Марифат», топонимической комиссии хокимията, ГУП «Тошшахарнур», Ассоциации собственников жилищных кооперативов. Операторы полагают, что за прошедшие годы был создан хорошо отлаженный механизм по размещению внешней рекламы, который был понятен всем игрокам рекламного рынка и чётко работал. Добавим также, что средства от размещения рекламы и рекламных мест в размере 15% поступали в ГУП «Ташкент-реклама-сервис», остальные – в бюджет города.

В регионах этим занимается творческое объединение «Тасвирий ойина», у которого в уставе не было слова «реклама». По имеющимся сведениям, в настоящее время устав проходит перерегистрацию. Все финансовые средства от операторов и рекламодателей полностью поступали в «Тасвирий ойина», а «делёжка» с местными хокимиятами происходила в регионах по-разному. Объединение «Тасвирий ойина» – организация общественная, но, тем не менее, успешно работала по оказанию рекламных услуг.

Проектом постановления предлагается ликвидировать ГУП «Ташкент-реклама-сервис», а его функции передать «Тасвирий ойина». Парадокс, считают операторы, – ликвидировать хорошо работающий механизм и назначить вместо него организацию, «зарекомендовавшую» себя в регионах.

Ещё одна проблема. На сегодняшний день эскизы рекламных изображений проходят согласование и утверждение специальной комиссией, в составе которой представители городского отделения «Манавият ва Марифат», госкомконкуренции, Ташкентской ассоциации рекламы. Постановлением же предусматривается, что в будущем рекламодатели будут размещать свои рекламные посты без согласования на предмет их содержания по графике и контенту, цвету, шрифту и так далее. Контроль передаётся творческой организации «Тасвирий ойина», и в случае нарушения требований закона «О рекламе» рекламодателя ждут неприятности. Причем владельца рекламного места санкции минуют, но при этом возникнет ситуация, которая называется упущенная выгода. Ясно, что малый и средний бизнес такая перспектива вряд ли будет устраивать. При этом непонятно, по каким критериям и кто будет производить оценку.

Что касается сборов, то в проекте говорится так: «в городе Ташкенте 75% средств от сборов за право размещения наружной рекламы направляются в бюджет города, 20% – творческому объединению «Тасвирий ойина». ГУП «Ташкент-реклама-сервис» довольствовалось 15%… Если взять в масштабе всей страны, то легко подсчитать, какие колоссальные суммы будет зарабатывать организация, фактически монопольно владеющая такими правами. А монополизм к хорошим результатам не приводит…

По новым правилам предлагается выдавать разрешения на установку рекламных мест через торговую площадку E-IJRO AUKSION посредством электронных торгов, где вся информация по земельным участкам будет публиковаться на сайтах хокимиятов и госкомконкуренции.

Операторы рекламного рынка считают, что предложенный механизм изменений не даёт конкретных шагов, а наоборот, усложняет развитие малого и среднего бизнеса.

Вопрос аукциона тоже не однозначен, так как это приведёт к монополии крупных компаний, малый и средний бизнес финансово «не потянут» и даже если приобретут рекламное место, то не смогут окупить, так как цены на размещение рекламы в Узбекистане самые низкие по СНГ.

На обсуждении прозвучала такая мысль: по большому счёту операторам рекламных мест всё равно, кто и какой орган будет заниматься выдачей разрешений, для них самое главное – быть уверенным в защите своих инвестиций, сделанных ранее, и не создавать бюрократию по всем вопросам, от которой они за последние несколько лет просто уже отвыкли.

В статье №20 закона «О рекламе» чётко указывается, что «порядок размещения внешней рекламы устанавливается органами государственной власти на местах, в пределах их компетентности». То есть, передача функций регулирования отношений в сфере внешней рекламы какому-либо другому органу законом не предусмотрена и не правомерна.

Ташкентская ассоциация рекламы предлагает передать эти функции вновь созданным специальным отделам в структуре хокимиятов Ташкента и областей с покрытием содержания этих подразделений за счёт средств, поступающих от размещения внешней рекламы, с использованием этими отделами принципов «единого окна».

Ассоциация также считает, что необходима юридическая легализация платежей за размещение внешней рекламы в структуре налогов и обязательных платежей государству, что позволит эффективно определить и регулировать фискальную нагрузку на предпринимательство в сфере внешней рекламы и поднимет инвестиционную привлекательность рекламной сферы Узбекистана.

Не надо забывать, что реклама во всём мире – саморегулируемая сфера экономики, и при разработке дальнейших подзаконных актов необходимо прислушиваться к экспертному мнению профессионалов отрасли.

(По материалу Nuz.uz)

 

Материалы по теме «Наружная реклама» готовятся и публикуются при поддержке Ассоциации операторов наружной рекламы Санкт-Петербурга.