ФАС И РЕКЛАМА. В нескольких российских регионах территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России выявили случаи использования рекламодателями в своей рекламе товаров/услуг таких слов, как «лучший», «первый», «номер один», «единственный» и т.п. без чёткого критерия, по которому производится оценка. Такие действия содержат нарушения рекламного законодательства, закона о защите конкуренции (предыдущий материал на аналогичную тему см. здесь).

Напоминаем, что публикации о деятельности ФАС России и её территориальных управлений по контролю соблюдения рекламного законодательства, закона о защите конкуренции можно прочитать на нашем сайте в разделе «Контроль. РФ».

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ. Комиссия УФАС по Архангельской области рассмотрела жалобу гражданки о ненадлежащей рекламе, поступившую из приёмной президента РФ в регионе.

Недовольство заявительницы было вызвано рекламой, размещённой на одном из баннеров в Архангельске, гарантировавшей «лучшие цены» в магазинах «Спортмастер». Кроме того, текст под ссылкой «*» в рекламе был выполнен мелким и плохо различимым шрифтом на светлом фоне, что, по мнению гражданки, значительно затрудняло его прочтение.

Архангельское УФАС, рассмотрев доводы, приведённые в жалобе, а также представленные материалы, признало ООО «Спортмастер» нарушившим требования пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». По мнению управления, в рекламе отсутствуют критерии, по которым осуществляется сравнение цен товара, реализуемого магазинами «Спортмастер», с ценами товаров своих конкурентов, что, собственно, делает незаконным упоминание в рекламе слова «лучшие». Также текст, обязательный к размещению в силу закона, является трудно читаемым для потребителей рекламы. ООО «Спортмастер» будет привлечено к административной ответственности.

РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Рязанское УФАС рассмотрело дело об административном правонарушении в отношении ООО «Городская курьерская служба» по факту нарушения рекламного законодательства при размещении в интернете информации с некорректным сравнением оказываемых услуг.

В январе 2019 года в управление поступило заявление УФПС Рязанской области – филиал ФГУП «Почта России» о размещении на сайте http://gkspost.ru/ информации о некорректном сравнении оказываемых услуг. При рассмотрении дела антимонопольный орган зафиксировал факт распространения рекламы следующего содержания:

«…Городская Курьерская Служба является прекрасной альтернативой обычной почтовой службы страны, которая в силу своей глобальности имеет массу недостатков: большую инертность, низкую степень сохранности, возможность порчи или пропажи письма и так далее … Городская Курьерская Служба – это современный инструмент ведения бизнеса в руках каждого руководителя компании. Преимущества как перед государственной почтовой службой, так и перед коммерческими службами доставки делают наши услуги востребованными и популярными на рынке».

По результатам рассмотрения дела комиссия Рязанского УФАС признала рекламу, распространённую ООО «Городская курьерская служба», ненадлежащей, противоречащей требованиям пунктов 1 и 4 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 закона о рекламе. Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, ему назначили административное наказание в виде предупреждения.

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. УФАС по Ульяновской области на основании статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» выдало ООО «Кухня» (Ульяновск) предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Общество в рекламных буклетах, в интернете, а также в меню кафе распространяет информацию со слоганом «Самая вкусная пицца», не содержащую указание конкретных сравниваемых характеристик, параметров и результатов сравнения. Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 14.3 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путём некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, запрещается сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путём использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искажёнными.

Во исполнение предупреждения Ульяновского УФАС ООО «Кухня» обязано прекратить использование утверждения «Самая вкусная пицца» в оценке собственных блюд.

В УФАС по Ульяновской области поступила информация об исполнении предписания, выданного на устранение нарушения рекламного законодательства при распространении рекламы шашлыка.

Ранее комиссия управления признала ненадлежащей, нарушающей требования пунктов 1, 4 части 2 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» рекламу «Шашлык №1».Она была установлена на рекламной конструкции в Засвияжском районе Ульяновска. В рекламе использована сравнительная характеристика блюда «шашлык» с иными аналогичными блюдами путём употребления слова «лучший» без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, и документального подтверждения достоверности указанного сравнения в части превосходства блюда «шашлык», изготавливаемого закусочной «Шашлык №1», над блюдами конкурентов. Кроме того, в рекламе указано: «Бесплатная доставка», однако отсутствует существенная информация, что бесплатная доставка осуществляется только при заказе на сумму от 500 рублей.

Комиссия Ульяновского УФАС приняла решение о выдаче рекламодателю и рекламораспространителю предписаний об устранении нарушения рекламного законодательства. В настоящее время предписание исполнено.

Алексей АНДРЕЕВ по материалам территориальных УФАС России