ФАС РАЗЪЯСНЯЕТ. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила ответы на актуальные вопросы в сфере рекламы на радио, которые задали участники VII конференции «Будущее регионального радио», состоявшейся в Сочи. «Рекламный совет» полагает, что эти разъяснения будут интересны и его читателям.

– При имиджевой рекламе застройщиков вне привязки к рекламе конкретного объекта долевого строительства требуется ли соблюдение требований части 7 статьи 28 ФЗ «О рекламе»?

– Часть 7 статьи 28 предусматривает, что реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов – наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.

Представляется, что указанная норма направлена на защиту прав потребителей (клиентов или потенциальных клиентов застройщиков) на получение необходимых сведений о том, какое именно лицо привлекает денежные средства для строительства конкретного объекта недвижимости и где можно ознакомиться с документами, подтверждающими права на такое строительство.

При этом если размещается имиджевая реклама застройщика, то есть реклама застройщика, не связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в которой отсутствует указание конкретного объекта недвижимости, то она не подпадает под требования части 7 статьи 28. В то же время такая реклама должна соответствовать требованиям, установленным законом о рекламе, в том числе требованиям достоверности и добросовестности.

– Каковы особенности рекламирования online-казино?

– ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведении азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (№244-ФЗ) определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, а также устанавливает ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

В соответствии со статьёй 4 закона азартная игра – это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключённое двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; деятельность по организации и проведению азартных игр – это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр.

Согласно части 3 статьи 5 деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.

Таким образом, деятельность онлайн-казино в Российской Федерации запрещена. В силу пункта 1 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации. Соответственно, реклама онлайн-казино также запрещена.

Кроме того, часть 2 статьи 27 ФЗ «О рекламе» не допускает рекламу основанных на риске игр, пари в интернете. При этом согласно части 3 статьи 27 указанные требования распространяются соответственно на рекламу организатора основанных на риске игр, рекламу сопутствующих азартным играм услуг и рекламу игорного заведения, в том числе рекламу мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг.

Таким образом, в отношении рекламы казино, разрешённых в Российской Федерации и действующих в специально предусмотренных игровых зонах, также установлены запреты на размещение такой рекламы в интернете.

– Вопрос касается указания сроков розыгрышей призов во время проведения основанных на риске игр (пункт 1 части 5 статьи 27 ФЗ «О рекламе»). Какие сроки указывать в имиджевой рекламе казино? Какие сроки указывают букмекеры?

– В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 27 ФЗ «О рекламе» реклама основанных на риске игр, пари должна содержать указание на сроки розыгрышей призов в процессе проведения основанных на риске игр, пари. Таким образом требования пункта 1 части 5 статьи 27 распространяются исключительно на рекламу, объектом рекламирования которой выступают игры, основанные на риске, пари. Следовательно, на имиджевую рекламу организатора азартных игр, в том числе букмекерских контор, не содержащую каких-либо сведений об основанных на риске играх и пари, требование пункта 1 части 5 статьи 27 не распространяется.

При этом если в рекламе указывается на осуществление каких-либо конкретных азартных игр (например, рулетка, блэк-джек), то подобная реклама должна сопровождаться указанием на сроки проведения таких игр. Если же сроки проведения таких игр носят бессрочный характер, то допустимо указать на сроки работы игорного заведения.

– Каково значение формулировки «спонсор» в спонсорской рекламе? Когда возможно использовать понятия «партнёр», «при поддержке», «при финансовой поддержке» и т.д.? Можно ли упоминать коммерческое обозначение предприятия вместо полного наименования/имени юридического лица в спонсорской рекламе?

– Согласно пункту 10 статьи 3 ФЗ «О рекламе» спонсорская реклама – это реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определённом лице как о спонсоре. При этом в силу требований пункта 9 статьи 3 под спонсором понимается лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

Соответственно, в спонсорской рекламе должно быть указано определённое физическое или юридическое лицо, то есть должно содержаться его наименование (фамилия, имя, отчество – для физических лиц) и указание на его организационно-правовую форму или указание на отнесение к организации, индивидуальному предпринимателю (например, использование слов «компания», «фирма», либо пометка «индивидуальный предприниматель», «предприниматель»).

Кроме того, по мнению специалистов ФАС России, в спонсорской рекламе указание на некое лицо как на спонсора может быть выполнено посредством использования как слова «спонсор», так и других слов, с помощью которых можно определить, что лицо содействовало проведению мероприятия, передачи, например «партнёр», «организатор», «устроитель» и прочее.

– Если сайт зарегистрирован как СМИ и имеет возрастное ограничение 0+, то требуется ли указание данного возрастного ограничения в аудиоролике рекламного характера? Обязательно ли указывать возрастное ограничение 0+ при размещении рекламы любой информационной продукции?

– Согласно части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции. При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 2 этого закона информационная продукция – это предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Исходя из положений пункта 5 статьи 2 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» сайт в интернете является информационной продукцией, подлежащей классификации, если он зарегистрирован в качестве сетевого издания. При этом ФЗ «О рекламе» не содержит исключений для требования об указании в рекламе возрастной категории для какой-либо из таких категорий (в том числе для категории 0+). Следовательно, реклама, объектом рекламирования в которой выступает сайт, зарегистрированный в качестве сетевого издания, должна соответствовать требованиям части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» и содержать указание возрастной категории данной информационной продукции.

На рекламу, объектом рекламирования в которой выступают какие-либо иные объекты рекламирования, не подлежащие классификации в соответствии с требованиями ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», сайт указан не в качестве второго объекта рекламирования, а как источник дополнительной информации, требования части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Обращаем внимание, что реклама, содержащая несколько объектов рекламирования, должна соответствовать требованиям ФЗ «О рекламе», установленным в отношении каждого из объектов рекламирования.

– Почему ответственность за нарушение требований закона о рекламе возлагается  только на вещателя? Ведь во многих случаях при всех вполне законных документах, предоставленных клиентом, вещатель может просто не знать последующую исполнимость и достоверность той или иной информации, озвученной в аудиоролике.

– В соответствии с частью 1 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение физическими или юридическими лицами законодательства о рекламе влечёт за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Частями 6 – 8 указанной статьи предусмотрена ответственность, которую несет тот или иной субъект рекламной деятельности (рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель). Тем самым ФЗ «О рекламе» разделяет ответственность рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей в зависимости от роли каждого субъекта в процессах производства, размещения и распространения рекламы.

Общий принцип, заложенный в статье 38, предусматривает, что рекламодатель несёт ответственность за нарушения законодательства о рекламе, которые касаются содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, рекламораспространитель – за нарушения требований, установленных к порядку распространения рекламы (времени, месту, способу и средствам размещения рекламы).

Вместе с тем есть целый ряд нарушений, совершение которых в силу частей 6 и 7 статьи 38 влечёт одновременно ответственность и рекламодателя, и рекламораспространителя. В равной степени рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за рекламирование товаров, запрещённых к производству и реализации либо не прошедших процедуру обязательной сертификации или иного обязательного подтверждения соответствия, а также не получивших соответствующих разрешений, лицензий и регистраций.   Рекламораспространитель наравне с рекламодателем будет подвергнут наказанию за отсутствие в содержании рекламы сведений, указание которых обязательно в силу закона, таких как предваряющих рекламу пометок, разного рода предупреждений и сообщений в рекламе отдельных видов товаров и услуг. Сходство рекламы с дорожными знаками или иная угроза безопасности движения транспорта, нарушение сроков хранения рекламных материалов влекут ответственность и рекламодателя, и рекламораспространителя.

В связи с этим можно констатировать, что закон ужесточает ответственность рекламораспространителя, уравнивая её с ответственностью рекламодателя за нарушение формальных требований к рекламе.

– Каким образом и на основании чего регулируется реклама компаний и предоставляемых ими услуг в цифровой среде применительно к российским резидентам и иностранным резидентам? Особенно, когда в эфире радиостанции в России рекламируются услуги, сервис или сами компании, предоставляемые иностранным резидентом на территории иного государства. Как поступать, если требования к допуску товара на рынок в иностранном государстве отличается от требований в РФ?

– Согласно требованиям части 1 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Статья 7 ФЗ «О рекламе» содержит перечень товаров, реклама которых запрещена на территории Российской Федерации. В частности, пункт 7 статьи 7 устанавливает, что не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Следовательно, реклама образовательного учреждения или букмекерской конторы, которые находятся на территории иностранного государства, но оказывают свои услуги потребителям, находящимся на территории Российской Федерации, в том числе дистанционно, посредством сети «Интернет», не допускается, если такие образовательное учреждение или букмекерская контора не имеют соответствующих разрешительных документов для осуществления деятельности в Российской Федерации.

Вместе с тем реклама медицинской клиники, учебного заведения, находящихся на территории иностранного государства и оказывающих свои услуги потребителям, находящимся на территории иностранного государства (но не оказывающих такие услуги на территории Российской Федерации), допускается, если в рекламе чётко указывается, что услуги оказываются именно за рубежом.

Исключение из данного правила предусмотрено для рекламы иностранных организаций и их представительств, оказывающих банковские, страховые и иные финансовые услуги.

Иностранный банк, который не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, не может размещать в России рекламу своих услуг.

Закон о рынке ценных бумаг с 2015 года запрещает иностранным лицам осуществлять деятельность некредитных финансовых организаций и предлагать услуги иностранных лиц неопределённому кругу лиц. Данный запрет содержится в пункте 6.1 статьи 51 ФЗ «О рынке ценных бумаг»: иностранные организации, их представительства и филиалы не вправе осуществлять деятельность некредитных финансовых организаций, в том числе деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также предлагать услуги иностранных организаций на финансовых рынках неограниченному кругу лиц на территории Российской Федерации или распространять информацию о таких организациях и (или) об их деятельности среди неограниченного круга лиц на территории Российской Федерации.

Кроме того, Центральный банк Российской Федерации также подтвердил по соответствующему запросу ФАС России, что зарегистрированные за рубежом страховые компании и кредитные организации, в том числе имеющие аккредитованные представительства на территории Российской Федерации, не вправе предлагать неограниченному кругу лиц на территории Российской Федерации воспользоваться предоставляемыми на территории иностранного государства услугами вышеуказанных компаний и организаций.

Закон о рекламе в статье 7 запрещает рекламу товаров и услуг, оборот которых в Российской Федерации не допускается. Кроме того, частью 14 статьи 28 закона о рекламе также специальным образом установлен запрет на рекламу лиц, оказывающих финансовые услуги, деятельность которых подлежит лицензированию, в случае отсутствия такой лицензии.

Соответственно, иностранный банк, который не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, не может размещать рекламу своих услуг.