АМИ «РС»: РЕКЛАМНАЯ ПРАКТИКА (Россия). Курское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России признало наружную рекламу фитнес-клуба «Три океана» нарушающей требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку» в конце материала). Рекламодателю (физическому лицу) выдано предписание об устранения нарушения. 

Такую информацию от антимонопольного органа получила саморегулируемая организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС»), эксперты который из комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга оценивали ранее данную рекламу по просьбе Курского УФАС на её соответствие действующему законодательству.

Недовольство жителей Курска вызвал плакат на рекламном щите, расположенном по улице ВЧК, с рекламой фитнес-клуба «Три океана». На нём написано:

«Три Океана. Фитнес клуб. Летний бриз скидок. 350-000 ул. Союзная, 26»

и изображена задняя часть женского тела, прикрытая юбкой, причём – это такой креатив! – юбка из ткани прикреплена к рекламному щиту и при порыве ветра она поднимается, демонстрируя обнажённое тело:

Обратившиеся в местный территориальный антимонопольный орган увидели в этой рекламе непристойный, оскорбительный образ и, соответственно, признаки нарушения части 6 статьи 5 закона о рекламе. Курское УФАС приняло решение отправить спорную рекламу фитнес-клуба на экспертизу в СРО «АМИ «РС».

Плакат оценивали 13 членов комитета по жалобам Ассоциации «Рекламный Совет». В соотношении 9 к 4 они посчитали, что в рекламе присутствуют непристойные, оскорбительные образы и есть признаки нарушения норм этики и морали, как и отдельных положений Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций и Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты. Что касается иных нарушений ФЗ «О рекламе», то два эксперта их увидели, а остальные – нет.

Вот как объяснили члены комитета по жалобам свои выводы.

Плакат, где видна женская спина и юбка не поднята ветром, вполне пристоен, он демонстрирует загорелое подтянутое тело, что вполне объяснимо для летней рекламы фитнес-клуба. Главный акцент – на спортивности и стройности. А вот когда юбка поднята ветром, то тогда степень обнажения чрезмерна и для большеформатной рекламы выглядит непристойно, считает большинство экспертов и отмечает, что здесь появляется отчётливый эротический контекст. Для представления объекта рекламирования избраны исключительно женские ягодичные мышцы, лицо субъекта отсутствует, что в мировой практике обычно трактуется как снижение человеческого до вещи, как объективация, а восприятие и демонстрация человека как вещи является оскорбительным, потому такая реклама расценивается как неэтичная.

Для подкрепления своей позиция эксперты сослались на письмо ФАС России «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» от 29.04.2013, где отмечается, что при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям части 6 статьи 5 закона о рекламе такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами её размещения, в том числе в привязке к месту размещения, например, с учётом близости к учреждениям культуры, образовательным учреждениям и т.п. В Курске на улице, на которой размещён баннер, расположены городской парк и средняя школа. Очевидно, полагают эксперты, подобная «завлекательная» рекламная конструкция привлекает внимание в том числе и несовершеннолетних лиц.

Что касается тех членов комитета по жалобам СРО «АМИ «РС», кто не увидел в рекламе фитнес-клуба нарушений, то они мотивировали свой подход так: реклама фитнеса почти с необходимостью включает элементы обнажённого тела, а накаченные ягодицы имеют непосредственное отношение к объекту рекламирования. Для потребителей данная реклама может быть рассмотрена в качестве мотивации к занятиям спортом, ведь люди, и женщины в особенности, посещают фитнес-клубы именно для того, чтобы получить красивое тело.

Тем не менее, комиссия Курского УФАС всё-таки прислушалась к тем экспертам СРО, кто составил большинство, и признало рекламу фитнес-клуба «Три океана» нарушающей рекламное законодательство.

***

Напоминаем, что публикации о запросах, уже рассмотренных СРО «АМИ «РС» ранее, можно найти здесь, а протоколы и информацию об экспертах – на сайте ассоциации здесь

(Соб. инф.)

Справка

Согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия.