АМИ «РС»: РЕКЛАМНАЯ ПРАКТИКА (Россия). Воронежское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России с учётом позиции саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС») отказало заявителю в возбуждении дела по факту распространения в Воронеже посредством наружной рекламы информации о фестивале «Чернозём» с использованием слова «Порнофильмы» в связи с отсутствием признаков нарушения ФЗ «О рекламе». 

Такой ответ пришёл от воронежских антимонопольщиков в Ассоциацию «Рекламный Совет» после того, как 13 членов комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга СРО «АМИ «РС» оценили макет «наружки», где фигурировало название популярной российской панк-группы «Порнофильмы», основанной ещё в 2008 году, как не нарушающий требования части 6 статьи 5 закона о рекламе, в силу которой в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия. 

Речь идёт об анонсе фестиваля «Чернозём», который появился в Воронеже на рекламной конструкции:

Всё бы ничего, но одному из жителей города не приглянулось слово «Порнофильмы» и он написал жалобу в Воронежское УФАС, назвав это слово «развратным», а рекламу с ним – «недопустимой на улицах Воронежа». Региональное ведомство в соответствии с соглашением о взаимодействии между Воронежским УФАС и СРО «АМИ «РС», заключенным 16 сентября 2019 года, попросило дать оценку спорной рекламы на её соответствие законодательству о рекламе в части содержания непристойных и оскорбительных образов. 

Как обычно, экспертам комитета по жалобам СРО предстояло ответить на несколько вопросов. Так, они большинством голосов (12 против одного) посчитали, что в рекламе нет непристойных и/или оскорбительных образов, как и нарушений рекламного законодательства вообще.

Члены комитета мотивировали свою позицию следующим образом. Из общего контекста рекламы следует, что объектом рекламирования выступает зрелищное мероприятие – рок-фестиваль «Чернозём», также на ней представлены артисты и коллективы-участники, среди которых и панк-группа «Порнофильмы». Исполнение рекламного баннера, другие объективные данные свидетельствуют о том, что словом «Порнофильмы» идентифицируется именно группа, а не порнопродукция. Как полагают эксперты, фактически жалоба жителя Воронежа сводится к личным неприятным ассоциациям со словом «порнофильмы», однако использование данного слова для индивидуализации музыкального коллектива не может считаться пропагандой порнографии.

Единственный эксперт, посчитавший, что реклама нарушает закон, сделал упор на то, что в базе решений и правовых актов ФАС России присутствует прецедент (дело №073/05/5-62/2020, реклама концерта от 24 января 2020 года).

«Сложно не согласиться с выводами ФАС по этому делу о необходимости указания на то, что «Порнофильмы» являются музыкальной группой. В противном случае реклама вводит в заблуждение относительно содержания фестиваля, особенно если потребители рекламы не знакомы с этой группой. При этом на рекламе указано возрастное ограничение 12+. Таким образом визуально можно посчитать, что проводится фестиваль, в том числе с показом порнофильмов для людей от 12 лет, что недопустимо»,

– отметил член комитета по жалобам в своём особом мнении. 

В связи с такой позицией эксперта СРО «АМИ «РС» в своём письме в Воронежское УФАС, указав на решение большинства, всё-таки рекомендовало обратить внимание на особое мнение эксперта.

***

Напоминаем, что публикации о запросах, уже рассмотренных СРО «АМИ «РС» ранее, можно найти здесь, а протоколы и информацию об экспертах – на сайте ассоциации здесь

(Соб. инф.)