ФАС И БОРЬБА С НЕПРИСТОЙНОЙ РЕКЛАМОЙ. В двух регионах местные территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России уже возбудили дела по признакам нарушения требований части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»), а в Челябинске к рассмотрению жалобы гражданина на спорную рекламу, порочащую, по мнению заявителя, «женскую красоту», подключили экспертный совет при УФАС, но окончательного решения пока не приняли (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

Справка

Согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия.

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ. Специалисты Алтайского краевого УФАС в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением требований законодательства о рекламе в Барнауле на Павловском тракте, 8, на территории магазина-сервиса zavGar выявили рекламный баннер с таким текстом:

«(смайлик)бнёшься как дёшево магазин-сервис zavGar.ru (смайлик) <=>улы».

Наружная реклама уже привлекла внимание граждан, которые активно обсуждают её в социальных сетях, и региональных СМИ.

По предварительным оценкам антимонопольной службы, в рекламе слово «улыбнёшься» в виду его стилистики написания воспринимается как бранное слово, содержащее смысловые ассоциации непристойного и двусмысленного характера. По факту распространения данной рекламы возбуждено дело по признакам нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Ответчик – рекламодатель, ИП, осуществляющий предпринимательскую деятельность в магазине-сервисе zavGar. Рассмотрение дела назначено на 5 августа.

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ. Омское УФАС возбудило дело в отношении ООО «Общепитсервис» по признакам нарушения требований части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Управление установило факт размещения в Омске по улице К.Маркса рекламы бутербродной Leningradka, содержащей слоган:

«А ты был у нас в гостях?»

с использованием известного плаката художника Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?», созданного в 1920 году. Реклама содержит образ красноармейца, использовавшийся в агитационных плакатах в период Гражданской войны 1917 –1922 годов, а также во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

Плакат «Ты записался добровольцем?» является памятником истории и культуры, входит в коллекцию политического плаката Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Вопрос об оценке восприятия указанной рекламы был вынесен на обсуждение членов экспертного совета по рекламе при Омском УФАС. Большинство экспертов сошлись во мнении, что подобная реклама недопустима, а использование в рекламе бутербродной образа красноармейца непозволительно с точки зрения этики, поскольку является оскорбительным по отношению как к памяти и истории, так и к ныне живущим ветеранам Великой Отечественной войны.

Рассмотрение дела назначено на 4 августа.

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. В Челябинское УФАС поступило заявление на рекламу автосервиса «Автолэнд», распространяемую в Златоусте. Заявитель указывает, что использованное в рекламе изображение порочит женскую красоту. В связи с этим гражданин требует пресечь её дальнейшее распространение.

Соответствующее обращение было перенаправлено в Челябинское УФАС из управления Роспотребнадзора по Челябинской области.

На баннере изображены женские ноги со сдвинутыми и наоборот, расставленными в сторону коленями, которые сопровождаются словами «Проверка сход-развала – 200 рублей». 

Антимонопольный орган обратился в экспертный совет при управлении с целью изучения мнения представителей профессионального сообщества о восприятии данной рекламы и наличии в ней непристойных и оскорбительных образов в отношении пола, то есть о наличии признаков нарушения части 6 статьи 5 закона о рекламе. Как сообщал «Рекламный совет» (см. здесь), из 13 экспертов, участвовавших в оценке, непристойные элементы увидели пятеро, а восемь экспертов с этим не согласились. Теперь решать антимонопольщикам, возбуждать дело или нет.

Алексей АНДРЕЕВ по материалам территориальных УФАС России