АКЦИИ И ФАС. Территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Республике Хакасия, Самарской и Челябинской областям рассматривают или уже вынесли решения по делам, связанным с нарушением норм рекламного законодательства, добросовестной конкуренции при проведении разнообразных акций (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ. В УФАС по Республике Хакасия поступило заявление с жалобой на сеть магазинов цветов «Донна Роза».

Гражданин собирался купить 51 розу за 1 499 рублей, однако несмотря на соответствующую рекламу акции, размещённую на фасаде здания, где находится магазин, заявителю продали всего 45 роз. В подтверждение он приложил товарные чеки.

Сотрудник Хакасского УФАС съездил по указанному в заявлении адресу и составил акт, подтверждающий наличие рекламной информации, в соответствии с которой неограниченному кругу потребителей предлагается приобрести 51 розу по очень выгодной цене – 1 499 рублей.

Так как доводы заявителя подтвердились, то антимонопольный орган возбудил дело, его рассмотрение состоится 21 октября.

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Комиссия Самарского УФАС признала факт нарушения рекламного законодательства при распространении рекламных материалов ООО «Лента» в ТЦ «Гудок» (Самара).

Поводом для разбирательства послужило обращение гражданина, согласно которому ему при покупке в апреле 2020 года кассир магазина «Лента» вместе с чеком выдал раздаточный рекламный материал, один из купонов которого имел следующее содержание:

«30% СКИДКА ТИХИЕ ВИНА красные, розовые, белые, в стекле (Россия). Кроме вермутов и игристых вин. Срок действия предложения: 01 – 31 мая 2020 г. ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ».

В период действия акции заявитель приобрёл три бутылки вина «Массандра. Портвейн красный южнобережный», однако в предоставлении заявленной в рекламе скидки гражданину было отказано. Персонал магазина мотивировал это тем, что «портвейн не относится к тихим винам и винам вообще».

Было установлено, что согласно действующим нормативным актам, в том числе ГОСТам, а также по мнению опрошенных управлением специалистов портвейн подпадает под понятие «тихое вино»: в силу своих технических и производственных характеристик напиток не содержит избытка углекислоты, а, соответственно, не является игристым (шипучим), жемчужным или газированным вином (шампанским).

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара. В силу части 7 этой же статьи не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В итоге комиссия Самарского УФАС признала рекламу, распространённую ООО «Лента», ненадлежащей, несоответствующей требованиям ФЗ «О рекламе». Материалы переданы уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Челябинское УФАС возбудило дело в отношении торговой сети «Монетка» (ООО «Элемент-трейд», Екатеринбург). Общество не представило в антимонопольный орган доказательств исполнения ранее выданного ему предупреждения о прекращении недобросовестных конкурентных действий. Компания сообщила, что не согласна с требованиями Челябинского УФАС.

В конце мая ведомство установило, что в магазинах торговой сети «Монетка» в Челябинске размещена информация о продаже имбиря с существенными скидками. Такие сведения могут создать у потребителей впечатление о приобретении данного продукта по более выгодным ценам, чем в других торговых сетях. При этом цена со скидкой в «Монетке» была сопоставима со стоимостью имбиря в других торговых сетях – 199 или 399 рублей.

Торговая сеть в месте выкладки данного товара указала, что его цена составляет 99,90 рублей за 100 граммов (999 рублей за 1 кг). Данная цена, как это обычно происходит при информировании о предоставлении скидки, перечёркнута. Далее покупателю сообщается о размере скидки – 59% или 79%.

Челябинское УФАС в своём предупреждении отметило, что распространяемая в торговой сети информация о розничной цене на имбирь 99,90 рублей за 100 граммов (999 рублей за 1 кг) не является конкурентной в указанные даты. Так, в иных торговых сетях стоимость имбиря не превышала 550 рублей за один килограмм. Заявленные скидки являются лишь способом привлечения внимания покупателей к товару, который в период введения режима повышенной готовности вызвал ажиотажный спрос у населения, в том числе в связи с публикациями о его эффективности в профилактике и лечении коронавируса. При этом на момент реализации имбиря по указанной цене жителям Челябинской области сообщалось о необходимости приобретения продуктов в ближайших торговых объектах. Соответственно, у потребителей «Монетки» могло сложиться впечатление о высокой исходной стоимости имбиря и его приобретении по выгодной цене именно в этой торговой сети.

Более того, специалисты Челябинского УФАС произвели покупку имбиря. На кассовом чеке было указано, что скидка на товар… не предоставляется. При этом указана его стоимость – 399 рублей.

О том, что скидка на имбирь у данного ритейлера не предусмотрена, также свидетельствует информация в магазине по улице Петра Сумина, 2. Отпускная цена на имбирь указана в размере 49, 99 рублей за 100 граммом без сведений о каких-либо скидках.

Таким образом, по мнению Челябинского УФАС, в действиях компании содержатся признаки недобросовестной конкуренции по отношению к иным торговым сетям.

Алексей АНДРЕЕВ по материалам территориальных УФАС России