АМИ «РС»: РЕКЛАМНАЯ ПРАКТИКА (Россия). Эксперты комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов и общественных объединений саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС») приняли решение по очередной спорной рекламе – на этот раз службы доставки «Имбирь».

На прошлой неделе наше издание сообщало о рассмотрении запроса, поступившего из управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Республике Коми по поводу одного из сыктывкарских ресторанов, использовавшего в своей рекламе изображение президента США Дональда Трампа (см. здесь). Большинством голосов реклама была признана нарушающей требования закона о рекламе и нормы Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты (МТП) (этот вывод в дальнейшем поддержало и Коми УФАС: как сообщил вчера «Рекламный совет», антимонопольный орган возбудил соответствующее дело, см. здесь). Но, видимо, «креативщиков» в холодном северном Сыктывкаре не так уж и мало: экспертам СРО «АМИ «РС» вновь предстояло оценить рекламу, на которую, также как и на «Трампа», поступила жалоба в Коми УФАС. 

Служба доставки «Имбирь» разместила плакаты на наружных рекламных конструкциях, содержащие изображения полуобнажённых женщин и тексты следующего содержания:

«Служба доставки Имбирь Я ДАМ ТЕБЕ роллы, суши, пиццу, шаурму Позвони мне!»

Для вынесения объективного решения по спорной рекламе антимонопольный орган вновь обратился в СРО «АМИ «РС». Изучив представленную рекламу, эксперты единогласно ответили «да» на вопрос, содержатся ли в рекламе оскорбительные и/или непристойные образы, сравнения и/или выражения, как и на другой – имеются ли в  рекламе нарушения требований рекламного законодательства, норм, изложенных в Кодексе рекламы и маркетинговых коммуникаций МТП.

Так, одни из самых опытных экспертов, Наталия Плошкина (Санкт-Петербург), ныне представляющая ГКУ «Городской центр размещения рекламы и праздничного оформления», а в течение 20 лет проработавшая на различных должностях в УФАС России по Санкт-Петербургу, в том числе и начальником отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе, высказалась так:

«Применительно к рассматриваемой рекламе имеет место оскорбление чувства верующих в части использования образа женщины-дьяволицы, а в сочетании с призывом – оскорбление в отношении лиц женского пола». 

Другой квалифицированный эксперт, москвичка Юлия Немцева, член экспертного совета по применению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции при ФАС России, автор программ МБА по рекламному праву Института МИРБИС, посчитала, что «использование в макетах объекта женского пола в качестве рекламного триггера можно квалифицировать как использование оскорбительного образа».

А вообще эксперты мотивировали свою позицию следующими выводами. Непристойным в отношении женского пола является сочетание текста и визуального образа. Текстовое выражение, использованное в рекламе, оскорбительно для человеческого достоинства независимо от возраста, пола и сексуальной ориентации. Непристойный визуальный образ полуобнажённой женщины и непристойное двусмысленное выражение «я тебе дам» означают обещание женщины вступить в половую связь. Оскорбительность этому выражению придаёт обещание вступления в половую связь любому желающему, что является унизительным для человеческого достоинства и непристойным при использовании в не соответствующих обстоятельствах. Кроме того, оскорбительным для чувств христиан является использование традиционного образа (рога, хвост, трезубец и т.д.) дьявола в женском обличии как положительного персонажа, олицетворяющего рекламодателя, к установлению партнёрских отношений, к которым призывается потребитель. 

Таким образом в рекламе служба доставки «Имбирь» выявлены нарушения пункта 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (использование непристойных образов и выражений в отношении женского пола и религиозных символов) и статьи 3 Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций МТП в части нарушения норм приличия и пристойности.

Напоминаем читателям «Рекламного совета», что материалы о запросах, уже рассмотренных СРО «АМИ «РС» ранее, можно найти здесь, протоколы –  здесь, а состав экспертов – здесь

(Соб. инф.)