СМИ И ВИРУС (Россия). Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин направил письмо председателю правительства РФ Михаилу Мишустину, в котором выразил обеспокоенность создавшимся критическим положением в сфере медиа, внезапно потерявшим до 90% рекламных доходов.

Письмо было подготовлено по инициативе комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, сообщается на сайте палаты.

В письме указывается на то, что региональные медиа в России переживают самое резкое и глубокое падение рекламных доходов за последние 20 лет. У многих компаний отрасли выручка от рекламы в течение недели упала до нуля, не оставляя возможности адаптироваться к переменам на рынке. Рассчитывать на быстрый и самостоятельный выход отрасли из кризиса, к сожалению, нельзя. Опыт последних 10 лет показывает, что региональные рекламные рынки в условиях кризиса падают быстрее всех и восстанавливаются последними. При этом российские региональные медиа не попали ни в список особо пострадавших отраслей, ни в перечень стратегически значимых предприятий, хотя их роль и значимость в нынешних условиях становятся как никогда более очевидными.  

Сергей Катырин подчеркнул важную роль региональных телеканалов в укреплении информационного поля страны, особенно в условиях наступившего кризиса и борьбы с вирусом, распространением большого количества недостоверной информации о происходящих в стране событиях. 

В таких условиях, говорится в послании, именно региональные медиа, и в первую очередь телевидение, становятся ключевым инструментом донесения до общества достоверной и профессионально корректной информации. Многолетние наблюдения подтверждают, что в периоды кризисов, непосредственно затрагивающих население, доверие к локальным медиа и спрос на них всегда возрастают. 

Поскольку регионы страны с точки зрения уровня бюджетной обеспеченности, предпринимаемых мер поддержки населения и субъектов экономической деятельности находятся в разных условиях, именно региональные медиа становятся сейчас критически значимым ресурсом взаимодействия с общественным мнением и предотвращения паники, роста социальной неудовлетворённости и проявлений регионального сепаратизма, способного нанести непоправимый ущерб национальной экономике. 

В качестве наиболее эффективных и наименее обременительных для бюджета мер поддержки президент ТПП РФ предложил рассмотреть следующие возможности:

– обязать главы администраций субъектов Федерации не сокращать, а в случае уже проведённых сокращений восстановить используемые в регионе формы бюджетной поддержки региональных и муниципальных телевещателей;

– применить доступные в соответствии с бюджетным и налоговым кодексами меры в виде временного, на период до сентября 2020 года, снижения ставок по налогам, перечисляемым в региональные и муниципальные бюджеты, для региональных и муниципальных медиа;

– обязать Федеральную антимонопольную службу провести анализ ценообразования на рекламном рынке в регионах с целью предотвращения и пресечения фактов демпинга со стороны участников рынка, пользующихся своим монопольным положением;

– обязать Роскомнадзор ввести временный мораторий на предъявление претензий и наложение штрафов на телерадиовещательные компании за нарушение лицензионных условий, выражающееся в изменении в структуре их вещания доли тех или иных жанров, вызванном выросшим в условиях распространения COVID-19 спросом аудитории на информационные программы, а также иные незначительные отклонения от лицензионных условий;

– рассмотреть возможность ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» временно снизить стоимость услуг для региональных и муниципальных телевизионных вещателей, сигнал которых распространяет РТСР, за счёт предоставления РТРС соответствующих субсидий.